Окончание беседы писателя А. Солженицына с Н. Желноровой
- Александр Исаевич, что же со всеми нами происходит? Похоже, мы совсем одурели. То позволяли Ленину - Сталину и иже с ними полностью распоряжаться нашей судьбой, то (наконец-то!) выбираем сами, но кого! Все эти "всенародно избранные" доводят народ до отчаяния, нищеты, а теперь и крови!
- Как при коммунизме народ был полностью удален от влияния на свою судьбу, так все еще и сегодня. Ни народ, ни его настоящие представители к власти не допущены. За время проезда в течение трех месяцев по России я видел множество деятельных, ищущих, активных людей, которые хотят влиять на свою судьбу, хотят действовать и не могут, нет им хода, - потому что система такая. Что в нашей избирательной системе сейчас?
Первое. Не общественность формирует и контролирует избирательные комиссии, а высшая и местная администрация. Поэтому безусловно есть много случаев фальсификации местных, а может быть, и всероссийских выборов.
Второе. Настоящая свободная предвыборная агитация у нас пока лично опасна на местах. Не понравились твои выступления - можешь лишиться рабочего места и вообще пострадать.
Третье. В нынешней Конституции сказано, что для признания итогов голосования достаточно 25-процентной явки. То есть наша избирательная система открыто заявляет: на мнение большинства народа ей наплевать. Вы можете даже вообще не голосовать.
Четвертое. В выборах нет второго тура. То есть достаточно получить так называемое относительное большинство, а не абсолютное. Значит, пришло 25% избирателей и за одного кандидата проголосовало 5%, а за другого 4,5. Первый выиграл, победил. Но подумайте, какой он представитель народа? А во втором туре он должен бы получить больше половины голосующих.
Пятое. Что это такое: партийные списки, которые занимают у нас половину мест? Кандидаты от иллюзорных партий выставляют программу, которая почти всегда обманная, потому что никогда никем не выполняется, это известно. Потом они выдвигают из центра неведомых избирателям кандидатов и говорят народу: "Вы проголосуйте за наш список в целом, а мы сами назначим, кто именно будет вас представлять". Половина мест, отданная партиям, вообще нарушает равенство избирательных прав граждан.
Я назвал всего пять пунктов порочности нашей избирательной системы. Из них ясно, почему сейчас в России у власти такой наплыв случайных людей, политическая пена. При нынешней избирательной системе мы не можем рассчитывать ни на какой лучший результат, а только скорее на худший. Причем то, что я сказал, относится и к законодательной власти, и к исполнительной. Я считаю, что единственный выход у нас - открыть путь народной самодеятельности, открыть путь потенциалу народа - через воссоздание российского Земства.
- Да у нас толком и не знают, что такое Земство. Кажется, что это нечто древнее и отжившее...
- Земство - это внеполитическая, внепартийная и вненациональная самоорганизация, самоуправление населения в данной местности. Оно построено не на механическом подсчете голосов безличных избирательных единичек, но составлено представительством всех социальных слоев и социальных групп в данной местности - так, чтобы ничей интерес не был упущен. Земство охватывает все виды местной жизни - землеустройство, жилищное строительство, недвижимость, дороги, здравоохранение (частично), образование, детсады, социальную помощь, попечение о бедных, кооперативное дело, поддержку ремесел, сохранение природы, водоснабжение и др. Земство получает финансовую независимость, собирая все местные налоги, в том числе и от предприятий местного значения. То есть собранные налоги не уходят в далекий Центр, а остаются на месте и идут на обустройство жизни местного населения. Выборные члены волостных (бывшие сельсоветы), районных и областных земских собраний работают на общественных началах, движимые лишь заботой о благосостоянии своего края. (Только малочисленный аппарат земских управ - на зарплате.) Вертикаль государственной власти не вмешивается в дела земства, лишь контролирует выполнение законов. Но, взаимно, и земская общественность контролирует государственную вертикаль на открытость и честность управления. Земство - в нашей уже пятивековой традиции, и можно использовать богатейший опыт предреволюционного земства, разогнанного большевиками. И все без исключения демократические страны мира имеют развитые системы местного самоуправления. Кроме Земства я не вижу другого ключа, как дать народу самому управлять своею жизнью, то есть построить у нас реальную демократию.
- Но ведь тогда надо, чтобы земство узаконили и утвердили парламент и Президент. А захотят ли они собственноручно подкладывать под себя мину?
- Совершенно правильно. Большинство нынешних наших законодателей и партийных функционеров будут тормозить всякие виды реального народного самоуправления. Недавно в Красноярске руководители коммунистической партии и "Выбора России" высказались в одном и том же смысле, что народ там хочет строить что-то снизу, но ни в коем случае не надо этого допускать. Понимаете? И "Выбор России", и коммунисты оказались заодно. Так что мы не можем рассчитывать, что кто- то сверху смилостивится. Рост местной инициативы нужно начинать снизу. Через законодательство будет трудно проходить, но - надо начинать. И развивать давление на законодательные органы.
Множество встреч по России обнадеживает меня: провинция сохранила много здоровых сил. Этим силам нужно открыть дорогу! Говорят, что в Орловской области будет полигон земства, чтобы понять, в каких формах должно оно развиваться. Я повидал многих администраторов и не буду красить всех подряд черной краской. Есть такие, которые живо понимают изменения жизни, понимают, что надо меняться, и, отзывчивы к этому. Но есть, конечно, и груз старой номенклатуры. Ничто не дастся нам легко. Это не в год, не в два достигнется. Построение настоящего демократического общества, построение земства, дай Бог, нам за десять лет совершить. А ведь мы уже десять лет и потеряли, потратили на одну болтовню.
- Если десятилетия никакой избирательной тренировки не было, люди не влияли на политику, на власть, у них отложилось в мозгу, что все мы маленькие люди. Впрочем, перестройке большинство поверило. Это было первое наиболее сильное доверие. Но многие обманулись. Затем второй раз поверили Ельцину. Обман был еще циничнее. Хотя сами же поддерживали и выбирали. С каким чувством люди пойдут на новые выборы? Они не хотят быть причастны к очередному обману!
- И все же нельзя не использовать даже и нынешних избирательных возможностей. Я всюду на местах призывал: будьте смелы! Не отказывайтесь голосовать, а, наоборот, приходите и активно действуйте. Вы же видите тех, кто близко от вас живет, видите их поступки, их действия, их честность или нечестность. Выбирайте конкретных живых людей. Не программы и не партии.
- Как объяснить наш советско-русский характер? У нас взрастились и обильно произрастают доносительство, чинопоклонение, взяточничество. И даже в случае со Сталиным МЫ ЖЕ САМИ этого человека возвеличили и САМИ так унижались перед ним. Мы перестали разбираться в людях. Гения топчем, дерьму поклоняемся.
- У русских, конечно, есть серьезные недостатки характера, как, впрочем, у каждого народа. Но и доставалось ему круче многих. В XVII веке нам не были свойственны покорность, равнодушие, неспособность себя оборонять. В Смутное время, лишенный царей, бояр, народ сам поднялся, сам себя спас от хаоса, от иностранных нашествий и установил государство. Но затем с веками российские правители нерасчетливо расходовали силы народа. Это сказалось на народном характере. Который и у всех народов меняется от изменения жизни, от эпохи. Затем большевизм разрушительно прокатывал нас. Сейчас народ тоже оглоушили и обманули наплывом разнузданности, воровства, стяжательства, - психическое состояние народа сейчас тяжелое. Но, повторяю, лишь бы только люди не опустили рук. Лишь бы только продолжали серьезно бороться за право самим управлять своей жизнью.
- Нынче мы замучились с государственностью. То вместе нам тесно, то порознь скучно. Получается дикость и несуразица. Изменилась ли теперь Ваша реакция на решение "Беловежской пущи"?
- Я всегда считал, что Советский Союз развалится при первом же послаблении. Я писал об этом еще в 1973 г. Об этом же я говорил в 1990-м в статье "Как нам обустроить Россию". Сверх того мне нечего было добавить в 1991-м. Но я не представлял себе, что так глупо и бездарно это будет сделано. Я все время говорю, что и от Средней Азии, и от Закавказья мы должны сами освободиться. Но Назарбаева надо было обязательно пригласить и установить реальный союз четырех республик.
На самом деле Кравчук всех нагло обманул. Он был рьяный коммунист - а потом в 24 часа вдруг стал видным украинским националистом. Он обещал: "Да, это будет реальный союз, прозрачные границы". И тут же обманул. Союза трех республик не создали. И Назарбаева оттолкнули. А у него 60% неказахского населения (тогда еще было 63%). Он, естественно, обратился, чтобы его приняли в союз. И вдруг снова полная непоследовательность -давайте ,все республики обратно принимать в СНГ. Так зачем тогда надо было выходить, если всех принимать обратно?
- Ельцину надо было любым путем убрать с дороги Горбачева. И у каждого там были личные амбиции. Думаю, что Союз еще какое-то время мог существовать. А желающим уйти из империи можно было бы предложить это сделать через несколько лет, чтобы приготовиться жить отдельно, сделать границы, таможни, создать свои законы, определиться с экономическими связями. Кто хотел бы уйти раньше и доказал бы, что уже готов жить самостоятельно, не нарушив стабильность и благополучие народа, мог бы уйти "досрочно".
- Было только два пути: китайский и горбачевский. При горбачевском быстрый развал СССР был неизбежен. А нынешнее СНГ - это эфемерное образование. Что за него держаться? Да не удержится все равно. Мусульмане уйдут в мусульманский мир. Они создают огромнейшую силу XXI века, и нам там не жить. Надо оттуда уходить.
Я все время говорю о Таджикистане. Зачем мы вмешиваемся в борьбу между Таджикистаном и Афганистаном, между их группировками? Говорят: а иначе у нас нет другой границы. Тогда войдите в кооперацию с Казахстаном и договоритесь защищать южные и юго-восточные границы Казахстана. И Назарбаев готов идти на кооперацию. Но ее не предлагают, зато вовсю льют кровь. Хотелось бы ошибиться, но"поверьте, пройдет еще некоторое время, и в Таджикистане вспыхнет что-нибудь страшное.
- Вас многие называют пророком. Где легче предсказывать - в Вермонте или в Москве?
- Пророком? Я не претендую быть. Я рад был бы, если бы мои предупреждения принимали к сведению. Но вот на то, что я сказал в 90-м году об обустройстве России, никто внимания не обратил.
- Не соглашусь ни за что. Вашу брошюру зачитывали до дыр. Подчеркивали, бурно обсуждали, ее идеи были так неожиданны, нетривиальны.
- Я рад слышать это. Но в московской прессе я читал ряд самых гневных статей про мою брошюру, что я ничего не понимаю и не туда смотрю. А сейчас начинают люди чесать затылок: "Э, да тут было много предвидено". И опять, мои советы о Чечне и Таджикистане даже не напечатали в Москве. С июня, всю поездку по стране, я об этом галжу.
- А как Вам пришла идея приехать в Москву через провинцию?
- Она сродни мне. Когда я еще только был выслан, я предчувствовал, что вернусь живым на Родину. И тогда же подумал, что поеду через Восток. Во-первых, прежде я Сибирь видел почти только из тюремного вагона. А во-вторых, мне важно было увидеть, почувствовать провинцию. Потому что Москва была десятилетиями в привилегированном положении. Судить о России по Москве нельзя. Если прилететь на Шереметьевский аэродром и начать беседовать с москвичами - то о России мало что поймешь.
И вот, приехав в Россию, я впервые за двадцать лет наконец-то был среди соотечественников, среди своих. С провинцией я нашел теплую дружбу. Сколько было ярких встреч, сколько у нас было страстных и сердечных разговоров. Я ощутил себя вместе с Россией. И первый раз это чувство было нарушено в Государственной Думе. Я говорил перед ними и не чувствовал, что это мои соотечественники. Странные люди, чужие.
- А что Вас больше всего разочаровало после приезда в Россию?
- Слово "разочаровало" тут. не подходит. Во-первых, меня угнетает то, что происходит разграбление России. По взяткам люди получают лицензии и гонят наши недра на Запад. Международный валютный фонд несколько дней назад продиктовал, что если мы уменьшим квоты экспорта нефти, то они нас лишат помощи. То есть откровенно душат нас: гоните нам вашу нефть, гоните нам ваш газ.
Во-вторых, если полных три года идет экономическая реформа, а как результат - тотальный развал отечественного производства и массовое обнищание народа - то это не реформа, а разрушение. И еще губительней, что нанесен психологический удар по народу. Народ сотрясен тем, что происходит. Сотрясен еще и необузданным ненаказуемым воровством и грабежом. Преступность перешла все рамки настолько, что мир дрожит. А мы с преступностью слишком слабо боремся. Потому что государственный аппарат завязан с преступностью сам. Сколько было указов, законов против преступности. Но по-крупному ничего не сделано.
- Законы они же сами принимают. Кто же будет рубить сук, на котором сидит?
- Меня удручает, что две трети населения бросили в бедность и нищету. Это - мнимое изобилие в московских магазинах, потому что сокращается число потребителей, люди отказываются от необходимых продуктов. А массовые самоубийства мужчин цветущего возраста? - это же страшно. За 1993 год мы потеряли миллион жителей: перевес смертности над рождаемостью. Если бы вместо всего этого шла гражданская война по России, мы бы потеряли ровно столько. А в 1994-м будет потеряно больше, чем миллион. И мы не беспокоимся, нам сейчас Чечня закрыла все. На самом деле, конечно, Чечня - это больное место, но это не все. Для нас жизненно важно понять все беды России и спасать Россию как целое.
- И стариков, которым обещали светлое будущее, - сейчас их бросили на произвол судьбы, на волю Бога.
- Не только пенсионеры ограблены, но и миллионы вкладчиков сберкасс ограблены. Люди откладывали деньги на старость, на похороны или на наследство. А родное государство их обмануло. Оно первый вор, первый жулик. Как можно дальше жить? Вся правящая группа: и законодательная, и исполнительная - политические банкроты.
- Трудно понять, почему эти люди превратились в циников. Почему им не жалко тех, кто за них же отдавал свои голоса?
- Потому что выросли они из коммунистического, атеистического, безнравственного общества. И откуда им набраться нравственных позиций? Только если у кого душа сопротивлялась. Но мы что-то очень мало видели этих сопротивлявшихся. Здоровые силы мы должны искать в толще народа. Это процесс долгий. Если сказать, что за 10 лет мы обновим наше управление страной, - это хорошо, это огромный оптимизм. Но тем не менее надо над этим настойчиво и неуклонно работать.
- Как Вы оцениваете действия Президента Ельцина?
- За минувшие годы было много восклицателей: кто бескрайне восхвалял Ельцина, а кто бескрайне его поносил, - причем не всегда это были голоса разных групп: часто одни и те же и с большой перекидчивостью бросались от одной крайности к другой. Я же знаю, что истинную оценку политическим деятелям можно дать только тогда, когда обнаружатся все скрытые от глаз обстоятельства. Так, лишь через полвека я добрался до истинной сути и психологии деятелей 1917 года - и написал эпопею "Красное колесо". Я думаю: пройдет время - и другой русский писатель, хорошо ознакомясь со всеми тайнами десятилетия 1985 - 1995, напишет о нем другую эпопею - "Желтое колесо".