БОЛЬШЕ ДЫМА - БОЛЬШЕ СМЕХА
ЛЕГЕНДАРНОЙ Магнитке - творению рук наших революционных (а также ссыльных) прадедов - исполнилось 65 лет.
Ее нынешние жители считают себя самыми веселыми среди россиян. По этому поводу они даже придумали шутку. Суть ее в следующем. Город расположен на двух берегах реки Урал, разделяющей Европу и Азию. Так вот, когда ветер дует с левого берега, где находится вечно дымящий металлургический комбинат, то смеются, естественно, жители левого, и наоборот. Правда, в связи с сокращением производства (почти на треть) может поубавиться и веселья в городе.
Но ММ К, на котором трудятся около 65 тысяч человек, "удар" держит, массовых увольнений не было и в ближайшее время не предвидится. Более того, если во многих городах центральной России экономическая и общественная жизнь горожан переместилась на садовые участки, здесь идет широкомасштабная реконструкция комбината и вообще чувствуется пульс жизни. В городе уже в третий раз прошел международный хоккейный турнир с солидным призовым фондом и до отказа забитыми трибунами; на афишах - имя известной французской актрисы Анни Жирардо, играющей в нескольких спектаклях местного драмтеатра; один за другим открылись два шикарных (таких нет даже в Москве) пивных зала и минипивзавода при них, построенных австрийцами.
Конечно, попить пивка в этих барах могут далеко не все. Приличная зарплата только у работников комбината, да и те особого удовлетворения не высказывали (а кому сегодня, да и вообще всегда, хватает денег?). Естественно, "бюджетникам" приходится потяжелее.
ВДОЛЬ ПО ... ЛЕНИНГРАДСКОЙ
И ВСЕ ЖЕ в Магнитке (изначально бывшей и по сей день остающейся рабочим городом) пока не заметно сильного имущественного расслоения. Побывавшие здесь эксперты международной группы, изучающей российские реформы, отметили, что "в городе нет контрастов между нищетой и бессмысленным богатством, а условия жизни лучше, чем в Москве". Действительно, после первопрестольной приятно удивляет отсутствие мусорных куч и прочей грязи во дворах и на улицах, нормально работающий общественный транспорт, строительство бесплатного жилья и... топонимическая патриархальность.
Магнитогорцы равнодушно отнеслись ко всевозможным переименованиям: два главных проспекта по-прежнему носят имена Ленина и Маркса, не говоря уже об улицах, названных в честь известных советских и коммунистических деятелей. Кроме, пожалуй, одной - улицы Жданова, которая теперь стала Ленинградской, но никак не С. - Петербургской или Питерской. Уцелели и все до единого памятники первому Ильичу, не было даже попыток их низвержения, как и посягательств на почетное гражданство бывшего генсека ГДР Эрика Хонеккера, который в годы строительства Магнитки провел здесь в составе агитпоезда всего-то две недели. Зато добрую память о себе оставили пленные немцы, отстроившие несколько жилых кварталов. Правда, за этот трудовой подвиг им на братской могиле местного кладбища даже захудалой надгробной плиты не поставили.
ММК - НЕ "МММ"
С СЕНТЯБРЯ 1992 года Магнитогорский металлургический комбинат, оставшийся и по сей день "гигантом и флагманом отечественной металлургии", стал акционерным обществом. Бывшие ударники комтруда и победители соцсоревнований потихоньку к этому начинают привыкать. Вот мнение пожилого рабочего одного из цехов: "Я покупаю акции своего комбината, а этим всем "МММам", не верю. Понимаю, что они крутят где-то эти деньги, возможно, чего-то и выплачивают, но в один прекрасный момент плотно утрамбуют их и вперед - "за бугор". А с акциями комбината я спокоен. Утром встану, подойду к окну, закурю и вижу - стоит, родной, тоже дымит, никуда не делся, значит, и денежки мои здесь, рядом".
В целом же к происходящим сейчас на ММК переменам отношение у рабочих неоднозначное. Одни понимают необходимость жесткой линии нового генерального директора А. Старикова, другие с благодарностью и тоской вспоминают старые времена и предыдущего директора - И. Рамазана. При нем много строили жилья, детсадов, начали возведение второго крытого ледового дворца. У нынешнего директора сегодня другие заботы: неплатежи, отсутствие наличных денег для выплаты зарплаты, поиски рынков сбыта, закупка руды за валюту(!) в суверенном ныне государстве - Казахстане...
"Мне до пенсии осталось два года: у меня горячий стаж прокатчика. Я мог бы, не ломая особенно голову, всю прибыль отдать на повышение зарплаты, строительство жилья, - сказал мне Анатолий Ильич. - За это меня сейчас любили бы и уважали. Но где тогда взять деньги на реконструкцию, ведь нам теперь просто так никто и копейки не даст. А без нее вначале комбинат, а затем и 440-тысячный город погибнут. И вот тогда, через два года, меня те же люди будут проклинать и поносить".
Сегодня комбинат по сути рождается заново. Заработал кислородно-конвертерный цех непрерывной разливки стали, в октябре пущен стан горячей прокатки, и Россия наконец-то получила стальной лист высшего качества. С крупнейшей немецкой фирмой "Шлеман-Зимаг" заключен контракт на строительство "стана-2000" холодной прокатки на сумму 650 млн. долл., и уже началось его возведение. С пуском стана на полную мощность ММК практически "закроет" все внутренние потребности автомобильных заводов России и предполагает выйти на мировой рынок в качестве достойного конкурента.
Многочисленные иностранные корреспонденты, побывавшие за последнее время в городе и на комбинате, сходятся во мнении, что сейчас у нас только "две площадки", на которых проводятся реальные экономические реформы, - Нижний Новгород и Магнитогорск. Первый на весь мир прославил своими ярмарками дореволюционную Россию, второй социалистическую. Остается надеяться, что теперь вместе они своим примером укажут ей путь в светлое капиталистическое будущее. Хорошо бы с человеческим лицом.