Люди, отдающие свою кровь другим, носят почетное звание - донор. Но в медицинских целях порой нужна не только кровь. Личность мужчин, сдающих свою сперму для того, чтобы облагодетельствовать какую-нибудь бездетную пару, окружена тайной. Они не горят желанием рассказывать прессе о своей подвижнической деятельности.
О проблеме искусственного осеменения мы попросили рассказать заведующего лабораторией клинической эмбриологии Центра матери и ребенка, доктора медицинских наук Бориса Васильевича ЛЕОНОВА.
ПО РАЗНЫМ медицинским показаниям, 15% всех супружеских пар не могут иметь детей, из них 40% - но вине мужей. К сожалению, показатели спермы у мужчин и в нашей стране, и во всем мире резко ухудшаются. Сниженная концентрация, плохая подвижность и оплодотворяемость обусловлены экологическими факторами, токсическими воздействиями.
В нашей лаборатории мы много занимались оплодотворением с помощью донорской спермы. Сегодня практически в каждой консультации "Семья и брак" любой гинеколог может проделать эту банальную процедуру, в том числе и используя донорскую сперму, замороженную в жидком азоте. У нас в лаборатории тоже есть небольшой банк спермы. Храниться она может бессрочно. 100 лет, правда, ее никто не пробовал сберегать, но 10 лет - это уже проверенный опыт. При размораживании, конечно, часть сперматозоидов погибает, но остаются самые выносливые.
Вопрос отбора доноров очень сложен. Во многих странах, исповедующих ислам, это вообще запрещено. А во Франции, например, такое донорство считается гуманным актом. Мужчины приносят как бы в дар свою сперму бездетной супружеской паре и ни копейки, то есть ни сантима, за это не берут.
Мы донорам платим. Сумма символическая - на этом не заработаешь. Доноры сами звонят, приходят, если им удастся нас убедить, что они действуют из соображений гуманности, - мы их направляем на психиатрическую, венерологическую экспертизу и т. д. Тех, кто приходит и рассказывает, что они сверхталантливы и намерены создать сверхрасу, - сразу отправляем восвояси. Самое главное требование к донору - чтобы у него была семья и хотя бы один ребенок.
Этический вопрос с донорской спермой очень сложен. Я лично считаю, что лучше взять ребенка из детского дома. Представляете себе: допустим, донор сдает свою сперму 20 раз в год. У него будет 100 детей. Вероятность того, что они встретятся в большом городе и вступят в брак, конечно, ничтожно мала. Но тем не менее - чего в жизни не бывает. А ведь это инцест, кровосмешение.
И еще одна проблема. Был у нас такой случай: пришел мужчина, сдал свою сперму. А потом прибежал на следующий день и, буквально рыдая, умолял нас ее уничтожить. "Я вдруг представил себе, что я никогда не узнаю, где мой ребенок. А если ему плохо, может быть, с матерью что-то случилось, и он окажется в детдоме?!". Но чаще бывают доноры вполне безразличные. Ведь и в жизни не все отцы детьми интересуются. Есть такие молчаливые доноры - приходят, думая, что здесь можно заработать. Обычно это люди среднего уровня развития. Можно сказать, неудачники. Мы, правда, можем по желанию женщины подобрать ей вполне интересного донора. Как - это наша тайна.
Но наука не стоит на месте. Сегодня мы разрабатываем новый метод. Мы берем сперму мужчин, которых считают бесплодными и которым советуют прибегнуть к помощи донорской спермы, отыскиваем с помощью специальной микротехники, может быть, единственный хороший сперматозоид, инициируем его в яйцеклетку женщины. И считающиеся ныне абсолютно бездетными мужчины могут стать отцами. По всем параметрам - за этим методом будущее.
Подготовила Мария МУСИНА