Примерное время чтения: 4 минуты
199

ПОСЛЕСЛОВИЕ К НАПЕЧАТАННОМУ. Сталин в лифте не ездил

ПОСЛЕ опубликованного в "АиФ" N 43 за 1994 г. обращения народных артисток СССР Б. Златогоровой, О. Лепешинской и Н. Шпиллер я заставил себя прочесть книгу Л. Гендлина и теперь присоединяюсь к их обиде и возмущению.

Согласно Гендлину, артистка Давыдова, которую автор представляет как любовницу Сталина, отдыхала на сталинской даче - да еще в одиночестве, без Хозяина. Если бы этот факт действительно имел место, то мой отец оставил бы об этом хоть какое-нибудь упоминание в своих записках- воспоминаниях, доставшихся мне после его смерти. Записки отца показывают быт, поведение Сталина на отдыхе.

Дело в том, что мой отец, Петр Григорьевич Соловьев, в 30-е годы работал начальником стройсектора госдач ЦИК СССР на Кавказе. Строил сталинские дачи - "Зеленую рощу" (знаменитую "девятку"), "Холодную речку", "Рицу", "Мюссеры". Он постоянно находился на одной из дач, появляясь дома раз или два в месяц.

Зато я мальчишкой в летние школьные каникулы отлично проводил время вместе с двумя московскими приятелями - детьми тоже каких-то сотрудников этой системы. Предоставленные в основном самим себе до приезда Хозяина, мы болтались по одной из дач, играли в примитивные кегли с деревянными шарами и, нарушая запрет старших, - в бильярд. Даже я, не говоря об отце, немного представляю себе обстановку того времени на сталинских дачах.

Гендлин пишет, как уставшая Давыдова, проводя время на даче, поднялась на лифте. Это чушь. Ни одна из дач Сталина не имела лифтов. Сталин в своих мягких кавказских сапогах медленно поднимался по деревянным лестницам.

Помню, в одном из номеров "Недели" автор повести описывал, как Сталин покидал территорию дачи "Холодная речка" через дырку в заборе, минуя охрану. Такую глупость можно написать, только абсолютно не представляя себе, что такое дача "Холодная речка": на нее можно было попасть через единственные ворота в конце шоссейного серпантина, построенного заключенными.

Никогда я не слышал от отца, чтобы со Сталиным отдыхала хоть какая-нибудь женщина. (Единственное исключение - Надежда Аллилуева.) Часто - и то не всегда - вождя сопровождали дочь Светлана и сын Василий. Далее. Нужно абсолютно не понимать натуру, характер Сталина, чтобы описывать, как он принимал нелицеприятные решения в присутствии Давыдовой. Ведь скольких людей тогда в действительности "убрали" только за то, что они знали или слышали хоть что-то "лишнее"!

Отец мне рассказывал, что, когда Сталин отдыхал на "Холодной речке", на него было совершено покушение. А сейчас я слышу такие заявления: "На Сталина не было покушений, ибо в архивах нет подтверждающих это документов". Наивные рассуждения. Ликвидировались не только документы и даже не только прямые свидетели. Расстреляли, например, и тогдашнего коменданта дачи Аргуна, который к покушению никакого отношения не имел. Отец остался жив, очевидно, потому, что не был непосредственным свидетелем и узнал о случившемся из уст Власика (начальника охраны Сталина. - Ред.). Кроме того, отец пользовался большим расположением самого Хозяина - с его личного разрешения отцу удалось в конце концов уйти из системы госдач на другую работу.

Хорошо бы, если бы существовал закон, при помощи которого можно было бы поставить заслон "чтиву", подобному книге Гендлина. Дело тут не в моем желании обелить Сталина или поставить под сомнение общеизвестные факты - репрессии, ГУЛАГ и т. д. Просто, по моему убеждению, торжествовать должны этика и порядочность.

В. П. СОЛОВЬЕВ, ветеран войны, инвалид II группы (г. Сочи)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно