Любому хоккейному болельщику хорошо знакомо имя Анатолия Тарасова. Человека, принесшего славу клубу ЦСКА и сборной СССР. Но мало кто знает, что он обладает качествами великолепного психолога. Именно они порой помогали ему оказывать решающее воздействие на результат матча.
СТОКГОЛЬМ, 1969 год. Чемпионат мира и Европы по хоккею. Сборная СССР в решающем поединке за золотые медали встречается с хозяевами турнира - шведами.
Игра получилась для нас крайне тяжелой, очень нервной. Шведы, сосредоточившие все внимание на обороне, буквально по рукам и ногам повязали наших нападающих, лишив их пространства, возможности атаковать на высокой скорости. А сами наносили неожиданные, разящие уколы. Сначала одна шайба побывала в воротах сборной СССР, потом вторая. Заканчивался уже второй период, счет был 0:2, и невозможно было представить, как наши смогут изменить ход событий.
То, что случилось в раздевалке сборной СССР во время последнего перерыва, неведомо до сих пор многим. Между тем Анатолий Тарасов вошел туда мрачнее тучи, но не обмолвился с игроками ни словом. А когда те слегка отдышались, хлебнули немного чайку, вышел на середину комнаты и... запел "Интернационал". В мертвой тишине голос тренера звучал особенно громко. Но потом он слился в один с еще двумя десятками голосов...
На третий, заключительный период советские хоккеисты выходили как на последний, решительный бой. И шведские мастера дрогнули. Настолько неудержимой, стремительной стала наша команда. Три безответные шайбы влетели в ворота хозяев площадки. Победив со счетом 3 : 2, сборная СССР вновь стала чемпионом мира.
- Мне показалось, что я исчерпал весь запас слов и энергии, пытаясь встряхнуть своих игроков, - вспоминает Анатолий Владимирович. - Нужно было предпринять нечто неординарное, чтобы вывести команду из шокового состояния. Идея запеть "Интернационал" пришла уже в раздевалке, когда увидел растерянные лица игроков. Тогда ведь никому не приходилось зудеть о патриотизме, чести флага и Родины, эти понятия у спортсменов были в крови. Вот и угадал...
В НАЧАЛЕ 70-х годов Тарасова приказом министра обороны (им тогда был маршал А. Гречко) назначили главным тренером... футбольной команды ЦСКА, влачившей в ту пору незавидное существование. Мучился Тарасов страшно. Ну какой он футбольный тренер? Физическая подготовка - куда ни шло, психологическая тоже. А техника и тактика футбола? Ведь он - человек из другого вида спорта. Впрочем, настроения своего Тарасов не показывал. Старался выглядеть докой, профессионалом. А где надо, включал свой артистизм.
- Мы проводили тренировочный сбор на своей базе в подмосковном Архангельском, - вспоминает известный в прошлом игрок ЦСКА Владимир Федотов. - Дела у команды шли не бог весть как хорошо, перебивались мы с победы на поражение. Настроение, словом, было не из лучших.
Как-то утром, когда команда выходила на зарядку, к нашей базе подкатила машина "скорой помощи". Санитары мигом умчались с носилками в дом, а через несколько минут появились, неся Тарасова. Мы притихли, растерялись, Анатолия Владимировича проносили перед построенной командой.
- Стойте, - - болезненным голосом воскликнул он. - Володька, подойди, - позвал меня. - Дай мне свою руку. Мальчишки! Может мы больше не увидимся! Плохо Тарасову. Но я в вас верю! Не подведите армейский спорт.
И "скорая" укатила в больницу. Конечно, мы переживали за своего тренера, более усердно тренировались, готовясь к следующей игре. Да и на поле потом очень старались. Тот матч, помню, ЦСКА выиграл. А на следующий день Тарасов как ни в чем не бывало появился в команде...
ОН ДАВНО уже отошел от активной тренерской деятельности. Но душой - в хоккее: он бессменный президент Всесоюзного клуба "Золотая шайба".
Как только рухнули государственные спортивные структуры, чиновникам и функционерам стало не до детского и юношеского спорта. Какие уж там школы, секции, - самим бы выжить, не потерять нагретые кресла. Тот же "Кожаный мяч" - такой популярный среди юных дворовых футболистов - приказал долго жить: не потянули его ни Российский футбольный Союз, ни новая Профессиональная футбольная лига. А вот "Золотая шайба" жива и по сей день, благодаря энтузиазму и авторитету Тарасова.