Публикация "Леня Голубков "в законе" ("АиФ" N 6), в которой Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был обвинен в присвоении монопольного права регламентировать рекламную деятельность в средствах массовой информации, вызвала энергичную реакцию у его председателя Леонида БОЧИНА.
ДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, средства массовой информации очень обеспокоены одним обстоятельством - своими финансами, - заявил г-н Бочин корреспонденту "АиФ". - Они стремятся выжить за счет непрофессионального, доверчивого читателя, потребителя. Они хотят, чтобы у них все было, но чтобы им за это ничего не было. Обвинения в наш адрес по поводу жесткости рекламного законодательства характерны для тех писателей, которые отстаивают исключительно собственные интересы - выживаемость СМИ за счет населения. Реклама сомнительных конструкций финансового толка дает им возможность выжить. А потом, когда эти конструкции лопаются, те же "принципиальные" журналисты кричат: держите вора!
Каждое решение нашего комитета в связи с деятельностью, к примеру, СМИ, "Тибета" или "МММ" может быть обжаловано в суде.
Поэтому обвинять Антимонопольный комитет в том, что он присвоил себе право контролировать рекламу, надзирать, толковать, - это попытка ввести в заблуждение общественность. Комитет разработал закон о защите прав потребителей, рассмотрены десятки тысяч дел о нарушениях этого закона. Именно ГКАП противостоит фальшивой рекламе, что кое-кому не нравится.
- Леонид Арнольдович, но как отделить честных рекламодателей от обманщиков? Во всем мире СМИ не несут ответственности за содержание рекламы. И почему только ваш комитет выступает против рекламы сомнительных, если не сказать мошеннических организаций, привлекающих деньги населения?
- Полномочия комитета определены Указом Президента о защите потребителей от недобросовестной рекламы. Ибо ни одна сомнительного толка финансовая структура без агрессивной рекламы не выживет. Поэтому мы и занимаемся пресечением недобросовестной рекламы, вводящей в заблуждение потребителя обещаниями баснословных будущих дивидендов.
- Тем не менее в России незаконно действуют, по разным данным, до 2 тысяч мошеннических фирм, привлекающих вклады населения с помощью прямого рекламного обмана. В одной Москве их насчитывается около 150. Можем ли мы в такой ситуации говорить о пресечении?
- Компетенция ГКАП в части контроля не распространяется на рынок ценных бумаг. Пресекать обманную рекламу и преследовать подобные компании - разные вещи. И не надо меня пытать за то, чем я не занимаюсь. Нет у меня таких прав. Есть лишь полномочия пресекать агрессивную, недобросовестную рекламу, обещающую будущие дивиденды. Могу сказать, что прямых обещаний высоких доходов сегодня нет во многих СМИ, включая телеэкран. Пресса и телевидение в этом смысле стали "чище". Примеры тому - реклама "МММ", "Русского дома селенга".
- Но "РДС" - крупнейший субъект наличного денежного оборота, имеет 1100 приемных пунктов. Тем не менее у него нет лицензии Центрального банка на работу со вкладами граждан. Согласно Указу Президента, до 1 января 1995 года он должен был либо обзавестись банковской лицензией, либо прекратить свою деятельность.
- Не забывайте, что вышел второй Указ, который продлевает срок деятельности "РДС" без банковской лицензии до 1 марта.
- Выходит, что на законодательном уровне у фирм с сомнительной репутацией, но с огромными деньгами такое сильное лобби, что оно может затормозить даже вступление в силу Указа Президента? Кто же является автором столь желанного для мошенников документа?
- Вот этого не могу вам сказать... Наша задача состоит лишь в том, чтобы пресечь недобросовестную рекламу. Действительно, довольно много сомнительных компаний аккумулируют вклады населения, не имея на это лицензии. Но мошенники они, не мошенники - определять суду. Могу высказать версию. Федеральная комиссия по ценным бумагам, членом которой я являюсь, и ее аппарат только-только формируются. И они сейчас не в состоянии...
- ...понять, что происходит в стране?
- Они не в состоянии обеспечить контроль за наличием лицензий или их отсутствием. Комиссия заседала всего один раз. В то же время ее аппарат, именно аппарат, я подчеркиваю, ухитрился выдать две лицензии - "Русскому дому селенга" и "Русской недвижимости" сроком до 1 марта. При этом ни уставных документов, ни аргументов в пользу такого решения комиссии представлено не было. Я говорю откровенно, как все было. За пять лет работы в ГКАП я привык говорить обо всем искренне и правдиво.
- Существует немало мнений, что Бочин разрушил не "МММ", а права его акционеров и тем самым помог Мавроди уйти от ответственности...
- Да не было акционеров АО "МММ"! Кто-нибудь видел его реестр? Вы взрослый человек, должны понимать: обладатель красочной карточки с портретом не может быть акционером. Он может быть коллекционером.
- Акционеры или, если угодно, коллекционеры могли бы подать в суд на Мавроди, и ему бы предъявили обвинение в мошенничестве или в завладении чужим имуществом обманным путем, как это происходит сейчас со многими мошенническими конторами. А с помощью вас, Леонид Арнольдович, Мавроди объявил так называемый форс- мажор - обстоятельства непреодолимой силы, не позволившие ему выполнить обязательства перед вкладчиками.
- Это логика, не выдерживающая критики. Знаете, сколько он сейчас ежедневно тратит на рекламу?
- Примерно догадываюсь. Но его рекламные траты лишь подтверждают то, что Бочин не разрушил "МММ", деньги простаков остались у Мавроди. А сам Сергей Пантелеевич почистил перышки после "Матросской тишины" и с тюремных нар спокойно пересел в кресло депутата Государственной Думы.
- У меня есть подписанный протокол встречи с союзом акционеров "МММ", где зафиксировано, что у них нет претензий к Антимонопольному комитету в части требований к рекламе. Тем самым они подтверждают отсутствие форс- мажорных обстоятельств. И как могут руководители компании объявлять форс-мажор, если союз акционеров не имеет к нам претензий?
А весь сыр-бор направлен против закона о недобросовестной рекламе. Прежде чем обидеть кого-либо и кричать - удушат СМИ! - надо уяснить: рекламируй качественный товар, сколько угодно. И никто тебя беспокоить не будет. Но не обманывай доверчивых и непросвещенных людей, не бери ворованного. Для меня приоритет потребителя - святое. Закон о рекламе прошел первое чтение. И чем больше отдельные СМИ выступают за его провал, тем больше он укрепляется в самых жестких формулировках Антимонопольного комитета.