Похоже, что еще до Парада Победы Поклонная гора стала местом народных гуляний. Демонстрация военной техники - дело для нас привычное. А вот поглазеть, как бронзовую тетю с золотым венком в руке по частям поднимают на 142-метровую высоту, случается не каждый день.
В МИНУВШИЕ выходные "москвичи и гости столицы" сгрудились на безопасном расстоянии вокруг бронзовой стелы и с нетерпением ждали, когда же крылатая богиня победы Ника взлетит под небеса с помощью техники Моспромстроя. Тут же на лесах двум пухлым античным младенцам с золотыми дудками под дождем приваривали ноги. Ступня "пупса" была чуть меньше человеческого роста.
Но нездоровый интерес вызывала сама Ника. Уж очень большой казалась 25-тонная "женщина с венком", уж очень не верилось, что она сможет удержаться на тонком штыке стелы. Особо предприимчивые граждане принимали ставки один к двадцати: упадет - не упадет.
В штабе строительства, куда мы бросились с этим животрепещущим вопросом, на нас посмотрели, как на полных идиотов:
- Умные люди таких вопросов не задают.
На нашу апелляцию к гласу народа нам ответили еще более сурово:
- Народ все понимает. Это вам, журналистам, все время нужны сенсации. Вот вы все и пишете, что упадет. А это, между прочим, сложное инженерное сооружение, тут все просчитано. Сейчас статуя поддерживается тросами, а потом на ней будет три гасителя, которые действуют по принципу маятника: ветер в одну сторону, они - в другую. Еще два гасителя уже закреплены на самой стеле.
Мы узнали, что внутри стелы находится двухместный подъемник, который возносит строителей на высоту ста метров. Монумент опирается на монолитный фундамент из суперпрочного бетона.
Денно и нощно на площадке трудится около полутора тысяч рабочих. В Поклонную гору вбухивается огромное количество денег. Точных цифр на сегодняшний день в штабе строительства нам не назвали, но вспомнили, что еще в 1984 г. стела обошлась бы городу в 58 миллионов рублей.
Когда мы покидали стройплощадку, на нас запоздало обратил внимание один из охранников (если бы мы хотели подложить бомбу, то уже давно бы это сделали).
- Слишком близко не подходите, - заботливо предостерег он нас.
- А что, может упасть? - обрадовались мы.
- Еще как! Так что по краешку, по краешку...
Последовав его совету, мы отправились к пока единственной существующей на Поклонной горе церкви - храму святого Георгия Победоносца. По поводу двух других храмов - мечети и синагоги - инкогнито из штаба строительства махнул рукой в неопределенном направлении. У одной, дескать, камень уже заложен - построят когда-нибудь...
Православный храм, беленький, аккуратненький и игрушечный - обещают доделать к 6 мая. В этот день Патриарх собирается освятить его, а уже девятого числа в 7.30 утра там пройдет первая служба. Но узнать все это удалось не сразу.
- Это не вы написали, что стела - сексуальный символ России? Не будем вам давать интервью! - обижался один из руководителей строительства богоугодного заведения.
Получив заверения в том, что писали не мы и вообще виновные уже наказаны, ответственный работник смягчился и рассказал, что трудности, в общем, есть, но они успешно преодолеваются. Иконы, написанные замечательным русским художником Чашкиным, уже прибыли, а барельефы валяются воон там, на газонах возле храма.
Тех, кто сюда приходит впервые, поражает монументальность и истинно русский размах комплекса. Продуваемая всеми ветрами аллея, штык с беззащитной Никой на юру, ряды фонтанов, уходящие за горизонт, мраморные урны, свежепосаженные елочки и свежевкопанные фонари, музей с роскошной колоннадой и крышей, как в планетарии, - все это скорее похоже на ВДНХ, нежели на памятник Великой Отечественной. Единственным напоминанием ветеранам о боевых годах будет ветер с песком в яйцо.
Но пока стариков здесь мало, и они явно чувствуют себя потерянными среди всего этого великолепия. Зато много влюбленных парочек и мам с колясками, в которых под размеренный скрежет бульдозеров мирно спят младенцы. Собаководы-любители уже оценили просторы парка. Среди коккеров и догов по мрамору снуют подростки на роликах и скейтбордах. Дети пытаются открыть купальный сезон в фонтанах. Аллея до стелы разделена верстовыми столбами - гранитными тумбами с высеченными датами "1941", "1942", и так - до Победы. Между сорок третьим и сорок четвертым годом скучают милиционеры, а ближе к сорок пятому на скамеечке распивают пиво молодые бездельники.
- Комиксы, комиксы! - радуются беспризорные тинейджеры, показывая пальцами на батальные сцены в бронзе, украшающие стелу снизу доверху.
А за музеем в парке там и тут раскидана боевая техника. По одну сторону аллеи - современная, охраняемая бдительными военными (истребители, вертолеты, ракетные установки). По другую - танки и артиллерийские орудия на спущенных шинах времен Великой Отечественной войны. Дети деловито свинчивают у танков фары и отрывают какие-то гайки. Солдатик в респираторе красит из пульверизатора танк, пытаясь скрыть под зеленой краской неприличное слово из трех букв, нацарапанное местными эротоманами. Поклонная гора начала жить...