Главным фактором, подрывающим уверенность в завтрашнем дне, в устойчивости своего жизненного положения, большинство россиян считает инфляцию. По опросам общественного мнения, в этом отношении на второй план отступает даже рост преступности и безработицы. Инфляция наполняет наши кошельки все более толстыми пачками денег, опустошая наши потребительские корзины. Она поглощает наши доходы, действуя в качестве самого жесткого и неотвратимого налога.
КАЖДЫЙ из нас пытается подсчитать общий рост цен, сравнивая сегодняшние и давнишние цены на хлеб, сахар, колбасу, другие продукты. Такие подсчеты очень эмоциональны, но они, понятно, недостаточны для определения истинных масштабов инфляции. Здесь не обойтись без добротной статистики.
Не секрет, что в советские времена статистику цен всячески фальсифицировали ради пропагандистского эффекта. Скажем только, что и после 1985 г. статистику безбожно искажали, что позволяло вплоть до 1990 г. скрывать спад производства и кризис экономики, начавшийся фактически много лет назад. В последние два-три года рост цен получает более правдивое отражение в российской статистике. Беда только, что официальные публикации фиксируют движение цен за неделю, месяц, в лучшем случае год, без более отдаленной ретроспективы.
Статистическая обработка этих сводок позволяет получить следующие итоги за 5 лет.
Показатели на конец соответствующего периода (число раз от уровня цен в начале 1990 г.)
Мы видим, что до 1992 г. инфляция как бы "готовилась к прыжку". Сначала практика договорных цен, затем робкое повышение цен на продукты при Н. Рыжкове и значительно более резкое при В. Павлове привели к тому, что к моменту либерализации розничные цены оказались в 3,6 раза выше, чем два года назад. Затем начался их стремительный бег, а вернее, свободный полет.
Больше всего подорожали услуги. Это и понятно: раньше основную часть расходов коммунальных и транспортных предприятий государство покрывало из своего бюджета, как-то компенсируя этим исключительно низкий уровень заработной платы. Сохранить былые субсидии в условиях спада производства, при бюджетном дефиците государство просто не в силах. К сожалению, можно предвидеть дальнейшее подорожание услуг (частично оно уже объявлено местными властями).
Добавим, что расчеты многих экономистов дают еще более высокие показатели инфляции. Так, прямое сравнение стоимости стандартного набора из 19 продуктов питания в ценах января 1990 г. и марта 1995 г. свидетельствует об удорожании более чем в 5000 раз. Рацион россиян вряд ли выходит за круг продуктов, фигурирующих в этом наборе, и если принять для продовольствия данный индекс (5000), то общий рост потребительских цен к началу нынешнего апреля составит 5470 раз.
Но даже придерживаясь официальной статистики, можно констатировать: с марта 1990 по март 1995 г. средняя заработная плата выросла примерно в 1200 раз при росте цен в 4350 раз. Нетрудно подсчитать, что покупательная способность нашей зарплаты составляет сейчас чуть больше одной трети от уровня 1990 г.