К Дню Победы российские власти приготовили участникам войны подарок: принят Думой и подписан Президентом Федеральный закон о ветеранах. Радостные, они поспешили в свои собесы, военкоматы и министерства за обещанными им льготами, послаблениями и повышениями... Ан не тут-то было!
ХОТЯ закон принят 16 декабря прошлого года и подписан 12 января текущего, а в самом законе четко записано, что он "вступает в силу со дня его официального опубликования" (23.02 в "Российских вестях"), никто и сегодня не может толком сказать, вступил ли он в силу. Без всякого напряжения перо отечественного законодателя тут же выводит строчку, заставляющую сомневаться в процитированной выше: Президенту и правительству "в течение трех месяцев привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом".
Чувствуете подвох? С одной стороны - "вступает", а с другой - "привести"... Так вступает или нет? А бес его знает! Во всяком случае на сегодня чиновничество склонно от обсуждения проблемы решительно уклониться.
И, честно говоря, понять их можно - этот закон написан таким языком, что толковать его однозначно попросту невозможно. Похоже, главная его цель - вовсе не улучшение жизни ветеранов. Российский чиновник хорошо знает: всякие изменения у нас - для упрочения, благополучия и размножения их братии. Вы только подумайте, ст. 8 начинается так: "Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает создание государственной службы по делам ветеранов".
Итак, появится еще одна бюрократическая система. С новыми офисами, окладами, льготами (самим чиновникам, разумеется), охраной и обслугой. Как только разберутся чиновники сами с собой, с новой кормушкой - кто за какой новый стол сядет, - вот тогда чего-нибудь, быть может, и перепадет ветеранам. А пока, естественно, деньги, выделенные на них, ветеранов, из бюджета (сие предусмотрено все той же пресловутой ст. 8), кто-то обычным, принятым в сегодняшней России образом, будет в собственных интересах "прокручивать".
Что касается самих ветеранов, то им и в конечном счете - когда новая бюрократическая машина обустроится и напитается, - перепадет не так уж и много. Закон по сути только фиксирует то, чем большинство ветеранов уже пользуется еще со времен бывшего СССР. Нового мало. Хотя список ветеранских льгот бесконечно длинен.
Дополнительные меры социальной защиты (следовало бы взять эти слова в кавычки) по закону сводятся к 50%-ной скидке по оплате коммунальных услуг и по абонементной плате за пользование телефоном для ветеранов войны и труда, а также к 50%-ной скидке со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения для ветеранов труда. Но даже и этой малостью ветераны в действительности воспользоваться не могут. Потому что, где взять на это деньги, не знает никто. Ни в федеральном, ни в областных бюджетах на 1995 г. этих затрат не предусмотрено. И пока Минсоцзащиты совместно с Минфином напряженно думают, как же сие произведение претворить в жизнь, на местах выходят из положения кто как может.
Например, администрация Владимирской области в ответ на запрос ветеранов заявила, что, поскольку по ст. 10 данного закона финансирование может осуществляться за счет местных бюджетов, а в их владимирском бюджете денег нет, никакие дополнительные льготы введены здесь не будут. Кроме того, закон в части дополнительных льгот имеет лишь "рекомендательный характер".
Как написал наш читатель из Владимира В. Волгин, "еще ни одна власть не додумывалась до издания законов, имеющих "рекомендательный характер". Этот закон есть лишнее подтверждение не раз отмеченного факта: ложь и лицемерие нынешних государственных органов власти стали нормой их общения с народом. Чем участники войны могли заслужить такое оскорбление в канун 50-летия нашей Победы?