Прошла пора битников и хиппарей с их песенками о любви, цветах и всеобщей благодати. Канули в Лету анархистские, но в общем безобидные идеи панков и социальные протесты рокеров. Кончились антивоенные выступления прогрессивной музыкальной общественности, рейды помощи голодающим и благотворительные концерты в пользу бездомных детей. Сегодня поют совсем не о том.
ЧТО ПОЮТ "ОНИ"
ИТАК, что же волнует современную западную молодежь? Если говорить о массовой поп-музыке, то там более или менее все ясно - я тебя люблю, ты меня нет, в общем все круто, будем веселиться! Но вот что касается более нетрадиционных направлений - хардкор, рэп, гранж, индастриэл, - то здесь дело совсем другое:
"pre"
Иногда я чувствуй), как мурашки бегут у меня по спине, Мой мозг играет со мной какие-то шутки. Все один к одному - Моя голова как будто раскалывается, Может, я становлюсь ПАРАНОИКОМ? Или я просто такой ДУБОВЫЙ?
(Green Day "Basket Case")
"/pre"
Депрессия, никакой цели в жизни, все кругом идиоты, весь мир - одна огромная задница - вот темы текстов альтернативных направлений в музыке. Вот, например, что думают о себе те, кто играет гранж:
"pre"
С такой мордой, как у меня, мне не разбить ничье сердце. С такими мыслями, как у меня, мне не завести друзей. И мне ничего не остается делать, как ничего не делать.
(Therapy? "Screamager")
"/pre"
Совсем уж экстремально настроенные элементы, как правило, размышляют о судьбах потерянного поколения в целом и о своей нелегкой доле, в частности (все матерные слова заменены многоточиями):
"pre"
Ты говоришь (...), но я не слышу И я не собираюсь (...) целовать твой (...) Ты не врубился в то, что я тебе сказал: (...) (...) (...) никаких проблем!
(Suicidal Tendencies "No (...)Problem")
"/pre"
ЧТО ПОЕМ МЫ
В НАШЕЙ стране уж точно не осталось никаких проблем. Кроме одной, которую решают и никак не могут решить еще с тех пор, как Адам и Ева познакомились со Змием. Еще не прозвучали магические слова: "Ай'м е бэйби тунайт - Девочкой Ночь меня называй!", а тема взаимоотношений между мужским и женским началом уже прочно заняла главенствующее место на отечественной сцене.
"pre"
Посмотри, луна - рубль золотом - Смотрит весело всем назло. Уведу тебя в ночку темную - Эх, хорошая, мне повезло!
("На-на". "Красивая")
"/pre"
Итак, первая часть проблемы решена - девочка снята. Что же дальше? Дальше нужно ехать куда-нибудь, где экзотика:
"pre"
Мокрый песок, и океан шумит вдали. Плавный отлив, здесь ненадолго полный штиль Музыка звезд, и среди пальм густых Регги в ночи.
(Лада Дэнс. "Жить нужно в кайф")
"/pre"
Почему песок мокрый, раз океан - вдали, и почему вода шумит, если полный штиль - непонятно. Но не это главное. Главное, что рано или поздно, но чаще всего именно на чужбине наступает прозрение, а за ним и раскаяние в содеянном:
"pre"
Девочка-веточка, ты соблазнилась Ненастоящей весной. Как же такое случилось, Что же я сделал с тобой?
"/pre"
- как бы спрашивает себя недоумевающий Алексей Глызин, и его не успокаивает даже комплимент "Кар-Мэн":
"pre"
Ты как всегда сексуален. Ты просто профессор!..
"/pre"
Мучения, страдания, сомнения, треволнения... В конце концов любовь проходит, и наступает сцена расставания:
"pre"
Ляг отдохни и послушай, что я скажу. Я терпел, но сегодня я ухожу. Я сказал: "Успокойся и рот закрой. Вот и все, до свиданья, черт с тобой".
("Агата Кристи". "Как на войне")
"/pre"
ЧТО МЫ СЛЫШИМ
ДА, любовь для нас что война. Шрапнель, базуки, взрывы, воронки, обугленные тела и куски мяса по всему полю действия. И в конце концов:
"pre"
Я любил одну даму, но ее задавил экскаватор, Торговка вином назвала меня негодяем, А я кол ей сунул в грудь, и она подавилась, А врач мне сказал, что я болен и скоро преставлюсь.
("Крематорий". "Америка")
"/pre"
Что все-таки любовь может сделать с человеком! Вроде бы человек хочет что-то сказать, силится, старается, но получается что-то вроде этого:
"pre"
Нам для любви не хватило таланта, Разве не так? Думали мы, что настольная лампа - Это пустяк.
"/pre"
Нет, не пустяк, товарищ Глызин, совсем не пустяк. Это очень важная деталь. От этого, можно сказать, все проблемы - когда у Газманова глаза закрывают "холодной кожей рук", а кони "несутся аллюром*", желтые тюльпаны Наташи Королевой оказываются "цвета запоздалой утренней звезды", у "Дюны" папа водку жрет "как из пистолета", у Сергея Челобанова глаза становятся, "как два цветных телевизора", а у Титомира человек смотрит в зеркало и "видит свой опухший вид", ничего хорошего из этого не получается.
Мне могли бы возразить или даже подать на меня в суд за издевательство над святынями. Но я бы тогда отмазался словами Влада Сташевского**:
"pre"
Я не совсем уверен В том, что я делал, в том, что я слышал.
"/pre"
- и вообще прикинулся бы полным идиотом. Почему, в конце концов, им можно, а мне нельзя?
___
* Аллюр - это характер хода, бега лошади (шагом, рысью, галопом и т. д.)
** То есть Романа Рябцева, который их написал.