НА ВОПРОС, вынесенный в заголовок, однозначный ответ дать трудно. Главное препятствие на пути отдыхающих - контрольно-пропускной пункт на границе между Россией и Абхазией. В принципе, желающие провести свой отпуск в Гаграх или Пицунде без особых проблем преодолевают мост через пограничную реку Псоу. Все хлопоты по проведению этой "операции" берет на себя курортная администрация. С другой стороны - никем не отменено и принятое в декабре прошлого года в связи с началом боевых действий в Чечне постановление Правительства РФ, ужесточающее пропускной режим на границах с закавказскими республиками.
Появившееся на днях в некоторых средствах массовой информации сообщение о некой телеграмме, якобы предписывающей не пропускать отдыхающих на территорию Абхазии, опровергли в информационном агентстве Федеральной пограничной службы России. Здесь нам сказали, что никаких особых указаний в дополнение к упомянутому постановлению не поступало. А в "Абхазкурорте" основной причиной появления этой, по их мнению, "дезы" считают попытку определенных сил любыми путями затормозить процесс возрождения здравниц.
ХОРОШЕЕ НАСЛЕДСТВО ОТ ГЕНСЕКОВ И КГБ
"СТРАНА ДУШИ" - так переводится исконое название Абхазии - Апсны. Сюда в былые годы, как магнитом, влекло всех, кто хоть однажды побывал в этих благословенных местах: от несознательных беспартийных до генсеков. Недаром свою последнюю госдачу Михаил Сергеевич по желанию Раисы Максимовны начал строить именно здесь. И даже после развала Союза из всех бывших сестер-республик в Абхазию продолжали приезжать сотни тысяч отдыхающих. В последнее время особенно много было детей из зон, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, и "ликвидаторов". Местный климат и благоприятная экологическая обстановка помогали лучше всяких лекарств. Так продолжалось вплоть до августа 1992 года, до начала военных действий.
Затем в течение года о "стране души" мы узнавали только из боевых сводок. Наверное, у многих тогда сжималось сердце при мысли, что война не пощадит и дорогие им места, где когда-то они отдыхали на всю катушку - заплывали за буйки, "крутили" курортные романы, баловались прекрасным винцом "Лыхны"... Сразу хочу успокоить тех, кому особенно дорога эта память: почти все (за исключением сухумских) дома отдыха, пансионаты и санатории целы и невредимы. В Абхазии уже больше года не воюют, и летом 94-го сюда наведывались первые отчаянные отпускники.
Еще 4 года назад невозможно было представить, что когда-нибудь опустеет Пицунда - одна из престижнейших здравниц Союза. В сезон тут отдыхали только иностранцы да элитная публика из Москвы и Питера. Сегодня же семь прекрасных корпусов, готовых в любую минуту принять гостей, стоят невостребованные. Приезжавшие прошлым летом несколько десятков человек из России и Украины чувствовали себя как короли. Жили по 2-3 семьи в многоэтажных корпусах, где весь обслуживающий персонал был в их полном распоряжении. Им готовили домашнюю еду, для встречи в аэропорт Адлера за ними специально приезжали на машинах. И все это за скромную по российским меркам плату. Такого приема в старые "добрые" времена удостаивались только большие чиновники.
Еще комфортнее отдых в пансионате "Самшитовая роща", который построили для себя в самый канун распада СССР проморгавшие его кагэбэшники. Турки отгрохали им такой шикарный комплекс, а они не успели даже оценить его достоинства. Зато теперь сюда, как, впрочем, и на сталинскую дачу на Холодной речке, может попасть любой желающий, хоть агент ЦРУ. Цены за подобного класса гостиницу тоже умеренные.
ПОЧЕМУ АДЖИКА - БЕЗ КРОШЕК, А ВИНО - БЕЗ САХАРА
ПО ПРАВДЕ говоря, сегодня в Абхазии рады любым деньгам. Особенно после того, как была перекрыта российско-абхазская граница. По сути республика оказалась в полной политической и экономической блокаде. Очень тяжело приходится выходцам из России, которых здесь немало и о которых в очередной раз забыли, когда принимали это решение. У них нет родственников в селах, они в большинстве своем живут в домах городского типа и не в состоянии держать какую-либо живность. Даже трудно представить себе, как они вообще продержались этой зимой.
Средняя зарплата тех, кого еще не сократили, 10-15 тысяч рублей, и они никак не могут понять, почему бастуют шахтеры в России, получая по миллиону в месяц. Пенсия - 2,5 тысячи, и многие старики по причине отсутствия наличных денег в республике не получали ее несколько месяцев. И это при том, что цены на все привозное, в том числе и на хлеб, достаточно высокие. Буханка черного стоит 800 руб., белого - 1000, яйца по 3500 за десяток. Зато все, что выращивают сами, продают почти даром: хороший пучок зелени - 100-200 руб., столько же один лимон, вяленая хурма (необычайно вкусная и полезная) - 3 тысячи за 1 кг. Особенно стоит сказать о местном домашнем вине. За трехлитровую банку просят 5-6 тыс. и обязательно при этом скажут: "Бери, сынок, очень натуральное, без сахара. Сам понимаешь - откуда его взять?" И аджика сейчас, не в пример прошлому, отменная. Раньше частенько обманывали, добавляя в нее хлебные крошки, нынче - дешевле делать без них.
Прибывших из России узнают по выражению лиц. Говорят, что у нас они не такие грустные и озабоченные. (Наверное, все мы точно так же думаем о сытых и довольных европейцах.) Стоит только заговорить с кем-нибудь на улице, как непременно задают один и тот же вопрос: "Ну когда же вы к нам опять начнете приезжать? Мы так по вам соскучились, россияне".
10 ДОЛЛАРОВ МИНУС ПРИБЫЛЬ
ПРИБЛИЗИТЬ для них это долгожданное время пытается недавно созданная республиканская компания "Абхазкурорт". Чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мертвой точки, здесь решились на крайние меры - установили минимальные цены на путевки. В графе "прибыль" они сознательно ставят жирный минус. Этот шаг - отчаянная попытка привлечь россиян на свои курорты. Нынешним летом тем, кто решится сюда приехать, отдых обойдется в 1,5-2 раза дешевле, чем в Крыму или Сочи. На весь сезон установлены фиксированные цены. Путевка на 10 дней будет стоить от 100 (двухместный номер) до 200 (люкс) долларов. В эту сумму входят встреча и проводы в аэропорту Адлера, трехразовое питание, 2 экскурсии - в Новоафонскую пещеру и на озеро Рица.
Кстати, все курортные объекты, включая и ведомственные, после раздела союзного имущества стали республиканской собственностью (кроме двух госдач - хрущевской и горбачевской; они остались за Россией). Справедливости ради надо заметить, что бывшим хозяевам было предложено стать их совладельцами. Пока робко откликнулось лишь московское издательство "Пресса" (в прошлом "Правда") и в меру сил пытается наладить партнерские отношения с "Абхазкурортом".
Конечно, многим сейчас не по карману такое удовольствие. И все же, наверное, стоило бы попробовать удержать хотя бы часть своего добра в надежде на светлое будущее. Рано или поздно черная полоса должна уступить место белой, и тогда курорты Абхазии, по своим природно-климатическим условиям намного превосходящие Анталью, Кипр или Таиланд, начнут приносить прибыль тем, кто рискнет вложить деньги в этот благодатный край, медленно оправляющийся от войны.