Знаменитый модельер Пьер Карден приехал в Москву в 24-й раз. Со времени его первого визита в России успело смениться пять правительств, на Красной площади - с легкой руки Кардена - вместо вооружения стали демонстрировать моду и прочие изящные искусства, а именитые модельеры начали открывать в Москве свои бутики. Карден же, словно подтверждая свою репутацию авантюриста, на магазины размениваться не стал, а открыл в гостинице "Националь" ресторан "Maxim's".
ЕСЛИ кто из модельеров и войдет в энциклопедии, так это Карден. Хотя бы за то, что в 1959 году выпустил первую коллекцию прет-а-порте (одежды, готовой к носке), чем спровоцировал грандиозный скандал и был изгнан из Синдиката Высокой Моды. Его коллеги говорили тогда, что через пару лет никто и не вспомнит, кто такой Пьер Карден. А он, словно назло всем, создал целую империю Кардена. Сегодня под его именем выпускается все - от одежды до лыж и продуктов, он имеет магазины во всех крупных городах мира и заводы во всех странах, он получил три Золотых наперстка - самую престижную для модельера награду - и создавал одежду для "Битлз" и Сальвадора Дали, театральные костюмы для Майи Плисецкой.
Карден входит в десятку самых богатых людей в Европе и при этом до сих пор спит в крохотной комнатке с видом на Елисейские поля, и за всю жизнь не позволил себе ни одного безумства типа "роллс-ройса" или экзотического зверинца. Хозяйством занимается его сестра, а он сам лично ведет дела своей империи и подписывает все чеки. В свои 70 с лишним лет он чуть ли не каждый год совершает кругосветные путешествия, а в Москву Кардена сопровождали не только деловые партнеры, но и его нынешняя муза - французская актриса Сириль Клер.
- Господин Карден, сегодня мало кто помнит, что свою карьеру вы начинали с должности бухгалтера. Каким же образом бухгалтеру, который всегда воспринимается как человек приземленный, удалось превратиться в модельера с безудержной фантазией?
- Да, действительно, я начал с работы в администрации. Шла вторая мировая война, и ни о какой моде не могло быть и речи. У меня не было другого выхода - надо же как-то зарабатывать себе на жизнь. Я стал бухгалтером в Красном Кресте в городке Виши.
Но эта должность не была для меня пределом мечтаний. Как и все молодые люди в семнадцать лет, я хотел стать актером или танцовщиком. Мне повезло, потому что я познакомился с выдающимися людьми искусства - с Жаном Кокто и пр. Если бы не эти встречи, я бы до сих пор оставался простым итальянцем и жил в Венеции, где родился.
Но мой бухгалтерский опыт очень помогает мне сегодня. Я могу сам вести дела своей фирмы и никому не должен ни одного франка, не завишу от каких-то финансовых групп. И это не мешает моему творчеству. Ведь если бы это было не так, я не был бы так известен.
- Высокая мода - это роскошная одежда, богатые клиенты и модельеры. Вы же, обладая огромным состоянием, живете весьма скромно. Это не разрушает ваш имидж модельера от кутюр?
- Вовсе нет. Для того, чтобы создавать шикарную одежду, модельеру необязательно купаться в роскоши. Просто других модельеров, как обычных служащих, нанимают на работу крупные финансовые группы, поэтому на них не лежит такая ответственность, как на мне, у них больше свободного времени, которое они могут тратить на отдых и развлечения. Я же живу, как обычный работающий человек.
И вообще деньги нужны, чтобы показать ценность человека, что он стоит в этой жизни. А когда деньги есть, то вроде больше ничего уже и не нужно. (Смеется.)
- Говорят, сейчас вы налаживаете отношения с Кубой. Каким образом вам удалось найти путь к сердцу такого убежденного коммуниста, как Фидель?
- До Кубы были еще социалистический Китай, где я открыл первый европейский ресторан, и Советская Россия. Я действительно встречался с Фиделем, пробыл на Кубе четыре дня, был принят в его апартаментах. Я давно хотел этой встречи, хотя меня предупреждали, что это опасно, что у Кубы и США очень плохие отношения... Но мы подписали с Фиделем контракт о том, что я буду продавать кубинские сигары под своей маркой "Maxim's" - ведь сам он не мог торговать в Европе. Таким образом я открыл Кубу для внешнего мира.
Все дело в том, что я не обращаю внимания на расу, цвет кожи или политические убеждения. Я стараюсь установить дипломатические отношения. Тем более что искусство и политика очень далеки. Когда я в 1984 году, еще в эпоху холодной войны, привез в Париж труппу "Ленкома", чтобы они сыграли "Юнону" и "Авось" в моем театре, в день премьеры меня предупредили, что если спектакль состоится, то театр будет взорван. К счастью, все обошлось, а я никак не мог понять, почему актеры должны отвечать за политику своего правительства.
- Вы суеверны?
- Нисколько. Хотя в молодости гадалка мне нагадала, что мое имя будет известно на пяти континентах. Я не поверил в это, потому что в те времена до Сиднея, например, надо было плыть полтора месяца. И пусть это предсказание сбылось, я не верю в приметы и гадания. Число 13 всегда было счастливым для меня, и с зеленым цветом, который у нас во Франции считается неблагоприятным для людей искусства, у меня прекрасные отношения.
- У вас, владельца одного из самых престижных ресторанов мира, есть какое-то любимое блюдо?
- Я много лет дружил с семьей Эскофье. Огюст Эскофье считался самым известным поваром в 60-70-е годы. За двадцать лет общения с ним я научился ценить хорошую кухню. Может быть, благодаря этой дружбе я и купил ресторан "Maxim's". Эскофье великолепно готовил "по де фе" - мясо на огне. Там присутствуют морковка, картошка и пр., и каждый овощ нужно варить в отдельной кастрюле, чтобы овощи не потеряли свой вкус. Потом все бульоны смешиваются, и мясо при этом приобретает вкус всех овощей. Все довольно просто, трудность только одна - нужно иметь довольно большую кухню, чтобы в ней могли кипеть одновременно семь кастрюль.
- У повелителя империи "Пьер Карден" есть какие-то недостатки?
- Не знаю, про это надо спросить у других. Я же знаю свои основные положительные качества - трудолюбие, здоровые амбиции и вера в себя. 20 лет назад я впервые приехал в Китай, и посол Франции в Китае сказал мне: "Господин Карден, вы, конечно, прекрасный человек, но не стройте иллюзий, что сможете изменить одежду китайцев". Но я верил в себя и считал, что смогу стать первым французом, который сможет одеть миллиард китайцев. И мне это удалось.
Беседовала Юлия ШИГАРЕВА.