"Радио и ТВ каждый час вести с фронтов передают, газеты об этом каждый день пишут, а я уже забыл, с чего там весь сыр-бор загорелся, - честно признается в своем письме ветеран войны и труда Роман Иванович Вербицкий из Санкт-Петербурга. - Кто разжег это ужасное пламя?" А между тем "югославский путь" - это один из вариантов развития событий после развала многонациональных государств или социалистических империй, таких, как СССР, Югославия, Чехословакия. Но чехи и словаки, не пожелав более жить вместе, разошлись, не пролив при этом ни капли крови. СССР также распался более или менее мирно, хотя потом отдельные его республики все же были ввергнуты во внутренние гражданские и межнациональные войны. И только Югославия испытывает на себе все ужасы межнациональной войны.
КАК ЖЕ получилось, что единый славянский народ, каким по сути являются сербы и хорваты, говорящие на одном языке, имеющие фактически одни и те же обычаи и традиции, оказался ввергнутым в состояние войны?
Все, что отделяет хорватов от сербов и черногорцев, - это религия и письменность. Хорваты - католики, и графика у них латинская, а сербы и черногорцы - православные, и пишут они кириллицей.
Есть еще один народ, втянутый в югославский конфликт, это мусульмане. Когда хорват Иосип Броз, имевший партийную кличку Тито, создавал Социалистическую Федеративную Республику Югославию, перед ним встал вопрос, как назвать славян, проживающих в Республике Боснии и Герцеговине и со времен турецкого господства исповедующих ислам. Ведь помимо них там проживали еще и славяне-католики (хорваты) и славяне-православные (сербы). Не мудрствуя лукаво, Тито так и назвал их: мусульмане.
В 1991 г. развалилась правящая партия - Союз коммунистов Югославии, а вслед за этим и сама Югославия. И тогда выяснилось, что более миллиона сербов и хорватов живут за пределами своих республик: в Боснии и так называемой Сербской Крайне - районах Хорватии, непосредственно примыкающих к Сербии. Началась война за передел карты Югославии, а вместе с ними и этнические чистки. Довольно быстро была образована республика Сербской Краины и Восточной Славонии, из которой были насильственно изгнаны сотни тысяч хорватов. Проблемы возникли и с Боснией: из 4,5 млн. жителей этой бывшей союзной республики 20% составляют мусульмане, 37% - сербы и 20% - хорваты. Передел Боснии продолжается и по сей день.
До последнего времени военным успехам сербов безусловно способствовало то, что вся бывшая Югославская национальная армия осталась в руках Сербии.
Но сегодня, спустя четыре года, положение круто изменилось. В августе 95-го окрепшая хорватская армия в молниеносном наступлении сумела ликвидировать Сербскую Краину и восстановить территориальную целостность страны, а боснийские мусульмане, запертые сербами в городах-анклавах, получают помощь и поддержку не только мусульманских стран, например Турции и Ирана, но и вполне христианских западных стран.
ЗА ЧТО ВОЮЮТ
МЫСЛЕННО добираясь до первопричин нынешних югославских неурядиц, приходится заглядывать во времена весьма отдаленные. Балканские народности по целому ряду причин не смогли угнаться за западноевропейцами, и создание национальных государств здесь было заторможено из-за постоянных военных переделов Балкан турками, австрийцами, итальянцами и другими завоевателями.
Анализируя югославский конфликт, стоит выделить следующие главные причины его возникновения и развития.
1. Причины исторические
Возникшая в 1918 г. Югославия объединила в себе народы, хотя и близкие друг другу, но проделавшие свой особый исторический путь: Хорватия и Словения в составе Австрийской империи, Босния и Македония - в составе Османской. Сербия же и Черногория с середины прошлого века являлись независимыми государствами. Соединение этих "обломков Первой мировой войны" в одно государство многие историки и политологи считали искусственным. И, вероятно, небезосновательно. Германское наступление на Югославию в 1941 г. привело к образованию Независимого государства Хорватия и развалу Югославии.
2. Причины экономические Югославия - одно из благодатнейших мест не только Европы, но и мира. В бывшем СССР ее можно сравнить разве что с Абхазией. Но в то же время Балканы и Югославия как их составная часть - это и один из самых бедных, отсталых уголков Европы с высокой плотностью населения. Для Югославии всегда был характерен высокий уровень безработицы. Начиная с 60-х гг. сотни тысяч югославов начали выезжать на заработки за границу в страны Востока и Запада. Но в конце 80-х гг. на Западе начался затяжной экономический спад, а в странах социалистической Европы - перестройка. И тысячи югославов потянулись домой...
3. Причины психологические
Они основываются на ностальгии по прежним временам. Хорваты всегда ощущали себя частью западной цивилизации. Неудивительно поэтому, что хорваты ищут и находят покровительство своих бывших метрополий: Австрии и Германии.
В противоположность им православные Сербия и Черногория всегда находили утешение и покровительство у российского престола. Сербы говорят иногда, что они ощущают себя гораздо ближе к русским, нежели чем к соседям хорватам.
ЧТО ИЩЕМ МЫ В СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ?
В ПРОШЛОМ и начале этого века ответ на этот вопрос был прост и логичен. Поддерживая Сербию и Черногорию, Россия поддерживала врагов своего исторического врага - Турции. Во Второй мировой войне советские и югославские войска вместе воевали против фашистской Германии. Но что ищет сейчас Россия в мутной воде новой балканской войны?
Создается впечатление, что российским правительством движет сила инерции, набранная с прошлого века, и внутриполитические причины.
Война в Югославии для России - повод доказать себе и другим, что мы все еще великая держава и "можем влиять". С другой стороны, Югославия - это полигон, изучая развитие событий на котором мы думаем о "русских краинах": Восточной Украине и Крыме, Северном Казахстане, Нарве в Эстонии, молдавском Приднестровье и прочих кусках когда-то российской земли, и по сей день населенных русскими. Эту подсознательную ностальгию русских замечательно улавливают политики, посылая грузовики с помощью краинским и боснийским сербам. Хотя своим "краинским" русским в Чечне и Таджикистане они были бы не менее кстати, и тем более кстати - пострадавшим от землетрясения на Сахалине. Но на миру и помощь "красна", а кто же увидит и правильно оценит те же грузовики на Сахалине?
УЙДЕМ, ПОКА НЕ ПОЗДНО
НЕПРАВИЛЬНО считать, что Запад "зациклился" на идее додавить сербов и проучить русских. Если Западная Европа и ведет себя неадекватно, то в основном потому, что ей стало очень и очень страшно. Вроде бы собрались встречать третье тысячелетие в благоустроенном европейском доме, а тут рядом неожиданно вернулось кошмарное средневековье - горластые вожди зовут крестьян воевать, города не просто захватывают, но и грабят, с инаковерующими не спорят - их убивают или, в лучшем случае, выгоняют из родных домов...
С Западом можно и нужно договориться о главном: не влезать в балканскую трясину, изолировать тамошних драчунов. Жесткие санкции. Никаких поставок оружия. Максимум возможного - гуманитарная помощь (и то надо еще посмотреть, сколько и кому: у нас своих беженцев и недоедающих хватает).
Есть тут, правда, контраргумент эмоционального порядка: вмешаться хочется потому, что жалко людей, мирное население. Да, жалко. Но политику на эмоциях не строят. Жители бывшей Югославии свой путь строительства национальных государств должны пройти сами.
Вьетнамцам, также решавшим после Второй мировой войны проблему национального строительства, удалось бы намного быстрее договориться и друг с другом, и с бывшими колонизаторами-французами, если бы сверхдержавы не стали вмешиваться, сталкивая лбами "северян" и "южан". Пойди мы по пути поддержки воюющих сторон на Балканах, мы в лучшем случае получим на долгие годы новый Вьетнам - только в Европе.