Представляете, едите вы отбивную, а внутренний голос предупреждает: "В ней содержатся остатки запрещенных к употреблению антибиотиков". Только возьметесь за румяный пирожок, а тот же голос напоминает: "В пшенице содержатся микотоксины, способные вызывать злокачественные опухоли, подавлять иммунитет". Открываете на рыбалке ароматные мясные консервы и вспоминаете, что до 60% таких консервов "начинены" свинцом в опасном количестве. И т. д. и т. п. Веселенькая будет жизнь. А может, лучше не знать ничего? Ведь выбора-то у нас нет, что зря нервы трепать? Но Андрей ДЕМИН со мной не согласен. Работает он в Совете Безопасности, в комиссии по экологии. И считает главной своей обязанностью предупреждать об опасности. Ведь, как говорится, "предупрежден - значит убережен".
ДА, уровень загрязненности продуктов ядовитыми химическими соединениями, микроорганизмами у нас высокий. Вот пример. Из-за дороговизны удобрения, с которыми в растения попадали нитраты и тяжелые металлы, стали применять меньше. Но проблема остается. При проверке все пробы мяса и рыбы содержали канцерогенные N- нитрозоамины, образовавшиеся из нитратов. И таких "страшилок" выявляется очень много, когда проверяют продукты. Но отечественные производители не желают тратить деньги на контроль за продукцией. На этом экономят в первую очередь.
В страну хлынул поток низкокачественных импортных продуктов. Теперь продукты закупают тысячи предприятий, их везут и просто "челноки". Наши таможенные пункты не оборудованы для проверки качества ввозимых продуктов - на это нет денег. Конечно, сертификаты у импортеров требуют, но... То тайваньский рис "выплывет" с большой концентрацией пестицидов, то гуманитарное детское питание, вообще непригодное для употребления в пищу.
Уродливые формы приняла и свобода торговли.
- Это уж точно. Недавно я была на одном из муниципальных рынков у станции метро. Пыталась выяснить, проверяют ли там мясо, овощи... Так меня на смех подняли.
- Чему тут удивляться, если даже в магазины мясо принимают, бывает, без документов.
Особо хочу предупредить родителей: некоторые сорта жвачки, что продают у нас, крайне низкого качества, другие содержат не разрешенные в России пищевые добавки и опасные токсичные элементы. Люди должны знать, что пища небезопасна.
- Но что мы можем сделать? Отказаться от нее?
- Всегда интересоваться сроком годности. Сейчас - это наш бич (касается и лекарств). И не жалейте денег, если уже купленный продукт вызывает подозрение - лучше выбросить. Присмотритесь к магазинам, где делаете покупки: есть ли у продавцов форменная одежда, чистая ли она, какое оборудование, нет ли просроченных продуктов и т. д. И выберите себе магазины понадежней.
Мясо, молочные продукты, конечно, нужно покупать в магазинах или на больших рынках, где есть лаборатория.
Потом - некоторые продукты я просто не ем. Колбасу, например. Сколько проходит времени, пока из этой скотины, которая гуляет по лугу, получится колбаса. Плюс - глубокая технологическая переработка.
Продукты нужно правильно обрабатывать. Яйца, например, перед употреблением полагается вымыть с мылом, обтереть.
В общем, ни на кого не надо полагаться. Очень опасно. На сегодня даже государственные организации безопасности нам не обеспечивают. Они и сами это признают.
Ежегодно на протяжении последних лет у нас регистрируют 50 - 70 случаев массовых отравлений, от 250 до 460 групповых заболеваний ботулизмом, от которого погибают 60 - 70 человек в год.
В развитых странах потребители активно сопротивляются стремлению навязать им некачественные продукты.
- Глядя на их аккуратные магазинчики, рынки, учитывая конкуренцию, трудно поверить, что и там тоже...
- В Европе частота отравлений продуктами за последние 10 лет увеличилась в 3 раза. В США ежегодно отмечаются от 24 до 81 млн. случаев. И около 10 тыс. смертельных случаев. Это там, где развит контроль. В мире более 1 млн. человек умирает ежегодно от отравления продуктами. И тенденция продолжает нарастать.
Американцы разработали технологию в рамках НАСА, чтобы избежать попадания некачественных продуктов на борт космического корабля. Сейчас эти космические наработки применяют в обычной практике для защиты граждан. В декабре 1995 г. вступает в силу директива ЕС, которая обязывает всех, кто занимается бизнесом, связанным с продуктами питания, применять систему НАСА.
Принцип там такой. Определяются критические точки, где может произойти загрязнение продуктов, скажем, при выращивании животного. И их держат на постоянном контроле. За систему, которая обеспечивает безопасность, отвечает сама бойня или кафе, ресторан. То есть ответственность перекладывается на производителя. А инспектора не проверяют все сплошь. Их дело - проверить, работает ли система. Почему бы нашей санэпидслужбе не сделать так же?
Еще один подход - вакцинация. В мире широко применяется вакцина против гепатита. А у нас - нет, дорого, хотя заболевание это широко распространено. Особенно необходима такая вакцинация тем, кто торгует продуктами, работникам общепита.
- Ну вот, видите, там о безопасности продуктов заботится прежде всего государство. А потом уж - потребители.
- Но уже полтора года как наша комиссия и комиссия по охране здоровья Совета Безопасности рекомендовали нашим законодателям и правительству принять соответствующие законы. И ни одного нет.
Сколько "гуляет" по стране уже забракованных, запрещенных к продаже негодных продуктов из-за того, что их не забирают на переработку или уничтожение - нет такого закона.
Или простое - потребовать, чтобы к импортным продуктам прилагались пояснения на русском языке. Ведь по Закону о защите прав потребителей мы имеем право на полную информацию о товаре. А ею и продавцы зачастую не обладают.