"Подписываю по тебе Указ. И чтоб больше я о тебе не слышал". Сказав это, как отрезав, Президент кладет трубку. Рассказывают, что такой или примерно такой телефонный монолог недавно выслушал от главы государства генеральный директор "Ростсельмаша" Юрий Песков. Так вступил в действие новый Указ - о государственной поддержке тонущего "линкора" отечественного сельскохозяйственного комбайностроения.
"ДАВАЙ денги! Денги давай!" - эта фраза из бессмертного романа "Двенадцать стульев" и сегодня актуальна в отношениях между директорами многих наших ведущих заводов и государством. Никто не собирается походя клеймить за побирушничество руководителей этих предприятий. Проблем у них действительно море. Заводы стоят, госзаказы не оплачиваются, зарплату людям платить нечем. Не будешь платить, растеряешь кадры, потом не соберешь их! Продукция сбыта не находит - торговать ею толком не умеем и не учимся, да и качество товара пока низкое. Душат налоги, совсем с ума сошли цены на электричество, воду, теплоснабжение. Доллар "стоит" - при резко растущих накладных расходах экспорт теряет всякий смысл. Но это общая трагедия всей промышленности.
Вот и пытаются руководители типа Пескова, как умеют, "урвать" у государства для своего умирающего предприятия сотню-другую миллиардов. Государству же, которое давало, дает и скорее всего еще будет какое-то время давать "денги" самым пробивным директорам, это "канюченье" начинает надоедать - финансов и так нет, а те, что выкраиваются директорам "на поддержку штанов", уходят, как в песок. Вот и решил Президент опробовать на "Ростсельмаше" новую методу: "Даю порцию денег. Тут же должен быть немедленный эффект от их вложения. Есть эффект - даю еще порцию. Нет эффекта - больше не дам ни копейки. И все это проконтролируют мои люди". Поэтому главой наблюдательного совета по "Ростсельмашу" и назначен очень трезвый человек - помощник Президента по экономике Александр Лившиц.
ЗАРПЛАТА ЕСТЬ, РАБОТЫ НЕТ
КСТАТИ говоря, положение на "Ростсельмаше", где я побывал недавно вслед за Лившицем, тяжелое, но пока, к счастью, не критическое. Если станкостроители из Иваново уже перешли на конвейерный выпуск гробов, а липецкие сталевары стали варить пиво, "Ростсельмаш" пока еще время от времени делает комбайны. И сегодня около полутора тысяч готовых "Донов" стоят в ожидании своих будущих седоков. Если удастся найти на них покупателей, то, по словам экономиста предприятия Олега Еременко, "Ростсельмаш" сможет еще месяц платить рабочим зарплату. В сентябре в среднем по заводу она составляла 340 тысяч на нос. Существенных увольнений тоже пока не было.
И хотя особой радости от ничегонеделания рабочие, судя по разговорам, не испытывают, они предпочитают помалкивать. "Будут бузотерить, скажем им "до свидания", - так недвусмысленно выразился один из высших чинов администрации завода, попросивший не указывать его имени.
НА БЕЗРЫБЬЕ И "ДОН" - КОМБАЙН
О ТОМ, что Юрий Песков пользуется на "Ростсельмаше" повальной любовью, я услышал из уст того же высшего чина: "Это я вам честно скажу. Когда генеральный выходит из отпуска, его встречают аплодисментами: "Вернулся Хозяин!". И хотя Песков безусловно личность неординарная, не все в его деятельности так уж однозначно.
Логика генерального в принципе понятна. На российском комбайновом рынке Песков фактический монополист, он хорошо это осознает и немало для этого потрудился. Сосед - Таганрогский завод - сегодня уже не выпускает эффективных роторных комбайнов, перейдя на совместное с французами производство легковых автомобилей. Красноярский комбайновый завод не является серьезным конкурентом, так как значительно менее мощный. Одним словом, "Ростсельмаш" контролирует 70% отечественного рынка. Импортные комбайны в 2 - 3 раза дороже, поэтому закупать их невыгодно. Но... Механизаторы, эксплуатирующие ростовские "Доны", жалуются: качество комбайнов настолько низкое, что по-хорошему надо покупать на каждые 2 агрегата еще и третий - на запчасти. Не отрицает этого и экономист "Ростсельмаша" Олег Еременко: "Естественно, надежность и качество "Дона" ниже, чем у западных моделей. Но по производительности он не хуже". Вот если бы "Ростсельмаш" скооперировался бы с кем-то из западных производителей и повысил бы качество своей продукции! Но об этом, увы, судя по словам администрации завода, никто всерьез пока не думает. В то же время Олег Еременко убежден: "У нас все равно начнут брать комбайны", так как "весной в хозяйствах начнется списание 10 тысяч комбайнов, которые мы делали 10 лет назад". Получается, что "Ростсельмаш" собирается брать нашего сельхозпроизводителя измором, пользуясь его бедностью?
УПРАВЛЯЕМ ПО СТАРИНКЕ
ЗАВОД стоит. Денег нет. Продукция идет через "Агроснаб", который с каждого комбайна кладет себе в карман до 20% его стоимости. Но бедствующий Песков почему-то безропотно фактически бесплатно отдавал каждый шестой комбайн "чужому дяде" "Агроснабу" и не создавал своей лизинговой компании, чтобы снизить материальные потери. Может быть, после недавнего визита Лившица что-нибудь сдвинется с мертвой точки?
Завод стоит. Денег нет. Но Юрий Песков "зачем-то" выпросил у государства в трастовое управление принадлежащий тому 20%-ный пакет акций "Ростсельмаша". Пакет этот можно заложить, продать, получить неплохие деньги. Но Песков сидит на нем и ничего не делает. Почему?
Один мой приятель-директор, из Западной Сибири, выпросил у государства пакет акций и с его помощью заранее обеспечил себе заведомую победу на выборах генерального директора на очередном годовом собрании акционеров предприятия. Думаю, что отнюдь не этими мотивами руководствовался генеральный директор "Ростсельмаша". Но вот какими?
Злые языки утверждают, что рабочие одного из заводов-цехов "Ростсельмаша" ударными темпами возводят в Маргаритках, что в Азовском районе, особняк для Хозяина. На какую только ложь не идут завистливые люди, чтобы облить грязью всеми уважаемого человека! Не верим!
Уверен, что теперь - после Указа Президента - дела у "Ростсельмаша" пойдут на славу. Бдительное око государево и пристальное наблюдение за экспериментом со стороны дошлых журналистов будут способствовать этому процессу. Правда, не следует забывать, что веревка, брошенная Президентом, имеет свойство не только выручать из беды, но и затягиваться вокруг шеи.