Если честно, то жизнь политика вне политики интересует многих гораздо больше, чем речи и обещания, произносимые им с трибуны. И это понятно. Политики хотят наладить жизнь в стране, а дома-то у себя порядок навели? Предлагаем вашему вниманию беседу с Татьяной ШАХРАЙ.
- Как и где вы познакомились с Сергеем Михайловичем?
- В Москве - в университетской столовой. Ходили вместе обедать. Закончив школу, я не поступила в МГУ и устроилась работать лаборанткой. А он был ассистентом кафедры государственного права юридического факультета... Поженились мы, когда я уже училась.
- Ваш муж - член правительства, член Совета безопасности, руководитель Комиссии при Президенте...
- Всех его должностей я никогда не могла воспроизвести полностью. И вообще со мной бесполезно говорить о политических интригах и новых назначениях в высших эшелонах власти, а также сопутствующих этому слухах. Я выходила замуж за человека, который не собирался быть политиком. Его нынешнее положение я воспринимаю как данность и страшно трудную работу. Не более.
- Ну хорошо, а властная натура Шахрая-руководителя проявляется в семейной жизни? Скажем, как юрист законы в семье он устанавливать не пытался?
- Попытки были. Но в результате был установлен и действует единственный закон - любви и понимания. Это получилось само по себе, без наших усилий.
- На вас лежит огромный круг обязанностей: трое детей, дом, хозяйство.
Вы справляетесь одна или с чьей-то помощью?
- С помощью мужа и, конечно, бабушки и дедушки. У нас в семье каждый умеет делать все. Было время, когда после рождения Машеньки я болела, и тогда муж, приезжая с работы, стирал и гладил. Сейчас в его обязанности входит каждую неделю купать детей и в воскресенье возиться с мальчишками. А за годовалой Машенькой уже помогают смотреть сыновья Сережа и Миша. И иногда ссорятся из-за того, кого из них она любит больше.
- Недавно ваш муж обнародовал декларацию о своих доходах. Честно говоря, мне трудно представить, как на эти средства живет семья из пяти человек.
- Он это делал и в 1993 году. Публикуя декларацию, мой муж сказал: "Пусть судят, с чем я пришел в политику и с чем я в ней нахожусь".
Кстати, если вычесть из общей суммы этих доходов плату за квартиру и государственную дачу, то получится около семисот тысяч рублей в месяц на пять человек (я же пока не работаю). На продукты этого хватает. Правда, я не постоянный клиент супермаркетов и не знаю дорогу к модным кутюрье. Зато знаю, как сажать картошку и огурцы. И шесть соток огорода, что есть у моих родителей, очень выручают.
Но я никогда не жалуюсь на свою жизнь. Когда мы создавали семью, у нас был выбор: иметь богатый дом и одного ребенка или далеко не шикарный быт и много детей. Мы выбрали последнее. И не жалеем.
- Ваш муж в политике; уже пять лет, но вас никто рядом с ним в публичных мероприятиях и на экране телевидения не видел. Красивой внешностью Бог вас не обидел. В чем же причина: в вашей скромности или это продуманная позиция?
- Магазины, покупки, школьные собрания сына и т. д. и т. п. - все это на мне, и я не хочу, чтобы меня узнавали на улице: "Смотри: жена Шахрая пошла". Мне без этого намного проще, да и спокойнее.
- Политическая жизнь складывается сегодня непредсказуемо. И никто не может застраховать от такой ситуации, когда Шахрай проигрывает выборы или лишается всех своих нынешних постов. Как вы отнесетесь к такому возможному повороту событий?
- Честно говоря, обидно мне будет, если мужа не поддержат на выборах. Наверное, только я одна на самом деле знаю, сколько сил и здоровья он потратил в последние годы, сколько пережил. Обидно будет, если свои планы он не сможет осуществить. Хотя, если бы он ушел опять в университет, мне кажется, что наша семья выиграла бы.
- Татьяна Юрьевна, мой последний вопрос - сугубо личный. Вы носите косу и дома, и на протокольных мероприятиях. Это что - желание выделиться среди других или, наоборот, демонстративный консерватизм?
- Наверное, это - старомодная привязанность. Но не моя, а моего мужа. Он говорит, что это его любимая женская прическа. Поэтому менять ее я в ближайшее время не собираюсь.