Примерное время чтения: 5 минут
131

ИЗ ПЕРВЫХ РУК. За что ругают Чубайса?

На днях в редакции "АиФ" состоялась встреча журналистского коллектива газеты с первым вице-премьером Правительства России Анатолием ЧУБАЙСОМ. Приводим выдержки из состоявшейся беседы.

- Сейчас многие ругают вас за то, что денежную приватизацию вы сделали вторым этапом, что надо было бы, как во всех цивилизованных странах, не делать ваучерной приватизации, а провести только денежную.

Чубайс: Это не единственное, за что меня ругают. Ответ очень простой: у нас, к сожалению, не очень твердая память о совсем недавнем прошлом. Весной 1992 г. мы начали именно с денежной приватизации. Вспомните первый аукцион 2 апреля 1992 года в Нижнем Новгороде. Это был аукцион, на котором за деньги продавались магазины. И тогда главным объектом критики было именно это: как же так, вы имущество отдаете "денежным мешкам", а что же все мы, простые люди? Обеспечьте такую схему приватизации, которая даст возможность поучаствовать миллионам граждан! Под влиянием этой критики, понятной и справедливой, мы и взялись за разработку концепции такой приватизации, которая даст возможность принять в ней участие людям, не имеющим вообще никаких денежных сбережений. Так и появилась чековая приватизация. Но она, повторяю, исторически была второй стадией.

- Вас постоянно ругают за то, что вы буквально за копейки отдаете очень дорогие предприятия, что по дешевке распродаете Родину...

Чубайс: Я частенько выслушиваю претензии такого рода. Продается, например, Северо-Западное речное пароходство. Стартовая цена того пакета, который выставляется, 30 млн. долл. А у Северо-Западного речного пароходства одно только судно типа "река-море" стоит 25 млн. долларов! Слушаю с интересом и понимаю, что для кого-то это может показаться убедительным. Но если человек имеет хотя бы какое-то отношение к экономике, предпринимательству, производству, то ему понятно, что когда продается Северо-Западное речное пароходство, то продается пакет акций юридического лица. А у юридического лица есть баланс. В балансе есть активы и есть пассивы. В активах пароходства есть судно типа "река-море", цена его действительно 25 млн. долларов. И есть пассивы: задолженность федеральному бюджету по налоговым платежам - 30 млн. долларов, задолженность такому-то банку по кредитам - 70 млн. долларов, задолженность дебиторская - еще 90 млн. долларов. И продается пароходство вместе с долгами (!). Поэтому и цена пакета акций пароходства сравнительно небольшая. А все разговоры о распродаже за бесценок безграмотны, они хороши для политических дискуссий, для предвыборных баталий, но не для содержательного разговора.

- Сегодня большинство предприятий приватизированы. Подскажите, кому сейчас жаловаться обиженному и оскорбленному работнику, который не получает зарплату?

Чубайс: Этот вопрос часто ставится и в еще более острой форме. Во-первых, не исчезли профсоюзы, и довольно боевые. По крайней мере по их дискуссиям с правительством это видно. Есть и второй ответ, который дала сама приватизация. Дело в том, что этот самый работник, который не получает зарплату 2 - 3 месяца, - он, как правило, акционер. А у нас 70% предприятий приватизировано по второму варианту, по которому 51 % акций передан работникам. Именно акции дают им право ставить на предприятии этот вопрос вплоть до смены директора. Это компетенция акционеров, а не министерства, не правительства, даже не профсоюзов. Вы скажете на это: иди сам попробуй, реализуй это право, что с тобой потом будет... Но вы все-таки попробуйте и реализуйте. Если не получается, если вас блокируют, тогда вступайте в борьбу. Можно обратиться в местный комитет имущества (они, слава Богу, по всей стране есть), и установка у этого комитета однозначная: защищать не наемного директора, а законного акционера. Можно обратиться и в арбитражный суд, который от акционера может принять заявку и вынести соответствующее законное решение.

Хотя я понимаю, что формальных прав больше, нежели реальных. И поэтому могу открыть секрет: у нас сейчас есть один радикальный замысел, который прямо связан с ситуациями задержек по заработной плате. Суть законопроекта в следующем. В случае, если заработная плата на предприятии не выплачена в течение 2 месяцев и более, у трудового коллектива появляется юридическое право требовать ускоренной процедуры банкротства, в результате которой к трудовому коллективу переходит пакет акций внешних инвесторов с обязательствами по возмещению трудовому коллективу задолженности по зарплате. И внешние инвесторы имеют право, выплатив заработную плату, выкупить у трудового коллектива этот пакет акций назад. Такая процедура существует во всем мире. Мы изучаем сейчас возможности ее применения в России.

- В банковской среде сейчас усиленно идут разговоры, что во второй половине декабря - первой половине января должны лопнуть около 250 банков, в том числе крупнейшие...

Чубайс: Августовский кризис банков далеко не преодолен. Ситуация в банковской сфере остается достаточно серьезной. Тут потребуются большие усилия и от нас, и от Центрального банка. В ноябре принято решение о снижении налогообложения банковских фондов резервирования. Со стороны Центрального банка на днях было решено снизить ставки рефинансирования до 160%. Дальше можно ожидать, что Центральный банк резко активизирует работу по реорганизации банков, по их оздоровлению. К сожалению, до сегодняшнего дня эта работа велась очень слабо. Но в то же время я не разделяю паническую оценку, содержащуюся в вопросе. Хотя и считаю, что положение серьезное.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно