Примерное время чтения: 8 минут
133

Играть на бирже нельзя, а выиграть можно

ИГОРЬ КОСТИКОВ, руководитель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, пожалуй, лучше всех в нашей стране знает, что такое рынок. В особенности рынок ценных бумаг. Как сохранить сбережения в наше неспокойное время, он рассказал в интервью главному редактору "АиФ" Николаю ЗЯТЬКОВУ.

- ИГОРЬ Владимирович, почему специалисты говорят: российский рынок недооценен? То есть акции дешевле реальной стоимости предприятий. Выходит, выставляется на продажу то, что еще недооценили, - РАО ЕЭС, железные дороги, уж не говоря про сырьевые компании. Например, "Славнефть" за копейки ушла. Где реальная оценка, где те весы, на которых все можно взвесить?

- Реальная оценка - это сам рынок. Когда мы говорим, что рынок недооценен, это означает одно - то, что эффективность, отдача российских активов не на высоте. То есть наши предприятия, наши менеджеры, наши рабочие не отдают в полной мере то, что должны отдавать, не возмещают ту стоимость, которую должны возмещать. В этом проблема.

- Если рынок пока недооценен, то для людей, которые готовы вложить свои деньги в акции, это момент выгодный?

- Исключительно выгодный. Только в отличие от банковских вкладов инвестиции в ценные бумаги - дело небыстрое. Это не то, что вы сегодня вложили, завтра получили проценты, забрали деньги и ушли. Это называется - в пути кормить никто не обещал.

- А ждать надо долго?

- Я бы сказал так: спешить не надо. Вот смотрите: суммарная стоимость всех активов на российском рынке достигла в конце мая прошлого года 142 млрд. долларов. Это первый раз за всю историю. Потом до осени было падение стоимости, затем с нового года начался активный рост. И мы ожидаем, что в ближайшие месяц -полтора увидим, что тот прошлогодний порог будет преодолен. Но и это только начало роста.

Умеренность...

- ХОРОШО! Тогда назовите читателям "АиФ", акции каких компаний сейчас надо срочно покупать.

- Я бы не советовал вашим читателям самим этим заниматься. Это сугубо профессиональный вид деятельности, в который так, с ходу, войти очень сложно. Гораздо проще вкладывать в ценные бумаги через паевые фонды.

- Почему?

- Потому что там работают профессионалы. Управляющие компании паевых фондов как раз и призваны оценивать и выбирать самые эффективные направления вложений.

- Все эти фонды вами проверены и вы можете дать гарантию?

- Да. Три года назад управляющих компаний было порядка 5. Сейчас их уже 82, и они грамотно распределяют риски. Контроль за этими рисками ведется.

- А лопнуть они могут?

- Там нечему лопаться.

- Я не совсем понимаю. На мои деньги были куплены акции определенных фирм. Предположим, случается кризис. Акции резко падают в цене. И мне говорят: извините, мы управляли хорошо, но вот форсмажорные обстоятельства...

- На сегодняшний день те, кто вложил деньги в паевые фонды в 1998 году, сильно выиграли. Когда вы вкладываетесь в фондовый рынок, нужно рассчитывать на среднесрочную или долгосрочную перспективу. Даже если случается кризис на фондовом рынке, не надо спешить и продавать свои активы за три копейки. Тот, кто это сделал, проиграл. А кто удержался, на сегодняшний день полностью их стоимость возместил и получил доход.

- Наш корреспондент обучался на брокера, поиграл на бирже и даже за короткий период заработал 38% годовых.

- Термин "игра" абсолютно некорректно применять к фондовому рынку. Фондовый рынок - это сбережения. Здесь не игра и азарт, а ответственность.

- Но выражение "играть на бирже" пришло из литературной классики...

- У нас не так много литературной классики, которая писалась в условиях понимания фондового рынка. Даже переводы западной литературы были сделаны людьми, которые не очень представляли себе эту работу. Но игра - это как раз то, что приводит к банкротству. Для игрока больший эффект будет в казино - по крайней мере, в плане азарта и удовольствия.

- Скажите, а как на пути к своему обогащению не заблудиться и не попасть в финансовую пирамиду?

- По закону у всех участников рынка, которые привлекают деньги инвестора, должны быть лицензии. Проверить того, с кем имеешь дело, можно на интернет-сайте ФКЦБ или позвонить по телефону ФКЦБ России и выяснить, есть ли такие брокерские конторы или управляющие компании. Второй момент. Нужно смотреть, как давно эта фирма образовалась, и отдавать предпочтение более опытным.

- Ну да, а то наобещают золотые горы...

- Законом вообще обещать что-либо запрещено.

- Но какие-то цифры моего дохода должны быть прописаны в договоре?

- Никаких. Как можно обещать рост? Это гадание на кофейной гуще. Мы говорим: да, основное направление рынка - это рост.

...и осторожность

- ГОВОРЯТ, что покупать акции нужно не менее чем на тысячу долл. Это правда?

- Вопрос не в этом. Можно и с пятьюстами, и со ста рублями идти. Но чтобы они не были последними.

- Игорь Владимирович, а почему вы так осторожничаете в своих оценках?

- Всему свое время. В 90-е годы рост американской экономики был связан с тем, что каждая домохозяйка, каждый школьник США имели свой счет и работу на фондовом рынке. А 80-е годы ознаменовались тем, что все вкладывали в паевые инвестиционные фонды.

- Вот человек вложился, отдал свои деньги управляющей компании. Ему, наверное, рассказали, акции каких компаний входят в его пакет. Дальше он следит за ситуацией, читает прессу. И вдруг выясняется, что Илларионов что-то плохое сказал о Чубайсе. Или Федоров вдруг резко "наехал" на "Газпром". И, о ужас, он видит, что котировки его акций стали падать. Естественно, хватается за валидол...

- Я не думаю, что инвестору нужно хвататься за валидол, поскольку инвестиции на фондовый рынок - дело средне- или даже долгосрочное. Что касается неслучайного колебания цен, то это учтено в новом законе о рынке ценных бумаг, который вступил в силу 4 января этого года. Закон ввел определение манипулирования ценами. Уже зарегистрированы Мин-юстом и скоро вступят в силу новые стандарты по контролю за манипулированием. Плюс федеральная комиссия практически закончила работать над системой электронного контроля за движением цен на фондовом рынке. Нам ее помогли сделать наши немецкие коллеги.

- За что могут пострадать манипуляторы?

- Если сама фирма будет распространять ложную информацию на фондовом рынке, то это может быть статья 185-1 УК. Кроме всего прочего мы в ближайшее время внесем в правительство наши предложения еще по введению целого ряда составов уголовных преступлений на фондовом рынке. В том числе за незаконное использование инсайдеровской информации, т. е. использование в корыстных целях служебной или просто ограниченной для определенного круга людей информации, за нарушения регистраторами правил учета (например, создание второго реестра), использование клиентских денег без разрешения клиента.

- Многих напугала информация о том, что вы знаете россиян, владеющих офшорами на Кипре.

- После подписания меморандума о взаимопонимании ФКЦБ России и ЦБ Республики Кипр обмениваются информацией, но этот обмен носит исключительно конфиденциальный характер. И хочу отметить, что он происходит исключительно в рамках законодательств двух стран.

- Игорь Владимирович, вы можете сказать: "Властилины" и других пирамид больше не будет?

- Я хотел сказать другое. "Властилина" не успела выйти из тюрьмы, как к ней уже понесли деньги. Как это можно объяснить? Писали, говорили, показывали, более того, в мире каждый день создаются и разрушаются сотни финансовых пирамид... Я думаю, если люди будут ответственно принимать решения, то никаких пирамид не будет. Проверять ту организацию, куда они несут деньги, смотреть документы, которые они получают. У нас уже 3 тысячи профессиональных участников фондового рынка. Зачем идти к сомнительным личностям?

- Но хочется же чуда: "Мы тут сидим, а денежки идут..."

- А чудо заключается в том, что многие не хотят брать решение на себя, они дают это право "Властилине".

Сегодня нужно немало потрудиться, чтобы заработать деньги. И еще раз потрудиться, чтобы их сохранить и приумножить. Такова сейчас жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно