Примерное время чтения: 6 минут
82

АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД ЗАДОЛЖАЛ СВОИМ РАБОЧИМ 6,5 МЛРД. РУБЛЕЙ. Поможет ли России "Мерседес"?

В сегодняшней России "Мерседес" - это не только роскошные автомобили у "новых русских". Интересы фирмы все настойчивее проявляются в организации производств. Например, в Подмосковье работает предприятие по лицензионной сборке автобусов "Мерседес" - АО "Голицынский автобусный завод". Однако новое предприятие страдает общероссийской болезнью: полгода руководители "ГолАЗа" не платят своим работникам зарплату.

Как удается людям сводить концы с концами и в буквальном смысле выживать без зарплаты, представить невозможно. Правда, на предприятии организована выдача продуктов, чтобы совсем не уморить людей голодом. Последняя надежда - на огороды и личные подсобные хозяйства, у кого они есть.

"РАНЬШЕ ТАКОГО НЕ БЫЛО"

ОБСТАНОВКА на заводе накалена до предела. Начальством недовольны все. Хотя коллектив формально является держателем контрольного пакета акций, повлиять на администрацию не может. Рабочие заявляют:

- Посмотрите, у нашего президента три зама, двадцать директоров. И все на "мерседесах" разъезжают. А на зарплату у них денег нет. И жаловаться некому. Раньше обкома и ЦК боялись. А теперь что хотят, то и творят.

Люди не выдерживают и увольняются, несмотря на то что предприятие вроде бы солидное, да еще напрямую работает с фирмой "Мерседес". Решение уйти за ворота принять непросто: в округе вакантных рабочих мест нет. Один слесарь-сборщик уволился еще в июле, но расчет не может получить до сих пор. Каждый день он обращается в бухгалтерию, и каждый день ему говорят: денег нет. Его терпение подошло к концу:

- Надоело их вранье. Подаю заявление в суд.

- Не вернетесь на завод? Ведь предприятие перспективное, фирма.

- Да какая фирма! Как были "совки", так "совками" и остались. Одно название - "Мерседес". Лишь бы себе карманы набить. А на людей им наплевать. Мы для них - рвань, мусор.

ЧТО ГОВОРИТ ПРЕЗИДЕНТ

В ТОМ, что две с лишним тысячи человек не получают зарплату, президент АО "ГолАЗ" Борис Каминский не видит ничего необычного: сейчас на многих предприятиях не платят. Причина - не получены деньги за отправленные заказчикам автобусы. Среди основных должников президент назвал администрацию Тюменской области, которая получила 11 машин еще в августе. Для того чтобы полностью погасить задолженность по зарплате в размере 6,5 млрд. рублей, хватило бы и шести автобусов. Стоят они достаточно дорого - от 240 до 400 тыс. немецких марок каждый, что по официальному курсу составляет 0,76 - 1,3 млрд. рублей.

- Сейчас все требуют предоплату. Почему же такие дорогие машины вы передаете заказчику без достаточных гарантий его платежеспособности?

- Автобусы мы продаем только на условиях предоплаты. На 1996 год уже есть конкретные заказы на 600 машин. Будем участвовать в конкурсе на поставку 1,5 тысячи автобусов по заказу Мирового банка. Крупный заказ обеспечит нам гарантию платежей, - надеется президент АО "ГолАЗ".

По заявлению г-на Каминского, ситуация на заводе сложная, но не безвыходная. Хотя президент и заверил, что все долги своим работникам администрация погасит в старом году, чуда не произошло. Перед Новым годом зарплату выдали лишь частично, и то лишь тем, кто успел.

ПОКУПАТЕЛЬ, ОТЗОВИТЕСЬ!

ПОСТАВКА автобусов не обходится и без высочайших указаний. Например, Правительство России сделало красивый жест и подарило "мерседес" всемирно известной здравнице - молодежному центру "Артек". По телеграмме первого вице-премьера Олега Сосковца завод своими силами и за свои деньги перегнал автобус в Крым, заплатил таможенные пошлины на российско-украинской границе и передал машину благодарной молодежи. Дело было еще в июне, но Минфин за этот подарок деньги "ГолАЗу" пока не перечислил.

По заказу одного благотворительного фонда завод изготовил 28 автобусов. Несмотря на то, что договор на поставку машин подписан, продукцию фонд пока не востребовал и денег не заплатил.

В тюменской администрации удалось узнать, что автобусы из Голицына действительно пришли. Их получал и распределял лично заместитель главы местной администрации Юрий Куталов. Бухгалтерия хозяйственного управления администрации сообщила, что ничего не знает о форме и порядке оплаты полученных г-ном Куталовым "мерседесов".

Все это, мягко говоря, противоречит словам президента "ГолАЗа" о том, что поставки автобусов осуществляются только за предоплату.

"МЕРСЕДЕС" ПОЛОН РАДУЖНЫХ ПЛАНОВ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ представители "Мерседес-Бенц АГ" в Москве рассматривают ситуацию на "ГолАЗе" с чувством серьезной озабоченности. Директор отдела автобусов Тайлан Симер говорит, что хотя Голицынский завод работает с "Мерседес-Бенц" на правах дилера, фирма не имеет права ограничивать себя лишь поставками комплектующих из Германии и получением денег.

Немецкие партнеры оказывают техническое содействие, помогают в организации производства, следят за тем, чтобы продукция соответствовала стандартам "Мерседес- Бенц".

- Мы не можем вмешиваться во внутренние дела завода, - замечает г-н Симер. - Это предприятие со стопроцентным российским капиталом. Мы лишь высказываем свое мнение руководителям завода.

- Какова реакция дирекции?

- Нам обычно отвечают, что это не наше дело, с проблемой они справятся сами. Конечно, зарплата - не наше дело. Но это наш престиж. Картина была бы иной, если бы "Мерседес" имел определенное количество акций "ГолАЗа".

Несмотря на трудности, представители "Мерседес-Бенц" убеждены, что у "ГолАЗа" есть будущее. При участии подмосковного завода организуются совместные предприятия по выпуску автобусов "Мерседес" в Омске, на конверсионных мощностях АО "Полет", а также в Красноярске. 81 автобус собран в 1995 году на совместном предприятии в Нефтекамске.

И это лишь некоторые из многих совместных проектов "Мерседес-Бенц АГ" в России. Несомненно, что совместный бизнес позволит высокопрофессиональным немецким менеджерам напрямую участвовать в управлении производством. А это значит, что рабочие станут получать за свой труд вовремя и сполна. Если, конечно, многочисленные бездари, ловкачи и неумехи, сегодня подвизающиеся в начальниках, не начнут ура- патриотический поход против "распродажи России" иностранцам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно