Если судить о состоятельности наших граждан по налогам, которые они платят, то живем мы весьма неплохо. В 1995 г. уже с осени многие россияне стали платить более высокий 20 %-ный налог, поскольку их совокупный доход превысил 10 млн. руб. А это как бы звоночек: доход твой достаточно велик, чтобы поделиться с другими более существенно.
НО ПРЕДСТАВЬТЕ себе семью из трех человек, где каждый из супругов получает по 1 млн. руб. Уже осенью они получали на руки после уплаты налогов 1600 тыс. руб. В расчете на каждого в семье - около 530 тыс. руб. Это на грани прожиточного минимума.
Например, в Москве два единых проездных - это 360 тыс. руб. Итого остается 1240 тыс. руб., или 410 тыс. руб. на человека.
В общем, все ясно: за два года, что существует нынешняя шкала налогообложения, наши миллионы изрядно похудели (в 1994 г. - в 2,5 раза, в 1995 - в 2) и ее пора менять. Такие попытки и были сделаны в конце прошлого года. Минфин предложил отнести к числу богатых тех, кто получает немногим выше... 1 млн. руб. (270 долл.), и брать с них 30% налога. И Совет Федерации, и Дума отвергли это предложение. Сам же думский Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам предложил такую шкалу: годовой доход до 12 млн. облагать налогом в 12%; от 12 до 24 - 20%; от 24 до 36 - 25%; от 36 до 48 - 30%, свыше 48 - 35%. Но и этот вариант не был принят. Совет Федерации вообще хочет по-другому считать налоги, а Президент против того, чтобы увеличивать налогообложение людей со средними доходами.
Ну и чего же нам теперь ждать? С этим вопросом я обратилась к заместителю председателя Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Александру ПОЧИНКУ.
- Пока все остается, как есть. И, к сожалению, все большая часть граждан уже в целом ряде отраслей платит не 12-процентный, а 20-процентный налог. Расчет показывает, что в таких отраслях, как газовая, нефтяная, металлургия, где-то в конце весны у рабочих (это основа для наших ориентиров) зарплата в совокупности подойдет к 10 млн. руб. Значит, нужно успеть к этому моменту откорректировать шкалу. То есть продлить интервалы, чтобы подавляющая часть населения платила минимум.
Наша цель - снизить налог на низкооплачиваемых и ввести чуть более высокий налог для наиболее высокооплачиваемых.
- По-вашему, чуть больше миллиона - это уже богатый человек?
- Нет, конечно. По нынешнему времени, начиная где-то с 1,5 млн. руб. душевого дохода люди по нашим, подчеркиваю, стандартам живут нормально. То есть платят за квартиру, полноценно питаются, могут покупать одежду, ездить в общественном транспорте. Безусловно, машину, квартиру человек не покупает. Тем не менее зарплата в 2 - 2,5 млн. - что вроде бы вполне прилично - все же не позволяет отнести человека к среднему классу по тому потреблению, которое у него должно быть.
- А сколько это?
- Тысяча долларов на человека. На эти деньги в Европе, например Испании, Португалии, уже можно как-то прожить. В общем, если у нас человек получает 4 млн. руб. (с учетом того, что у нас сохранились еще остатки бесплатной системы), он уже живет по европейским понятиям нормально и в состоянии платить налоги.
- Какой у нас может быть средняя зарплата в 1996 г.?
- С учетом запланированного на 40% за год роста цен, я полагаю, рабочие выйдут на уровень 12 - 15 млн. руб. в год.
- Вот и получается, что всю тяжесть налогового бремени пытаются переложить на тех, в чьих семьях доход несколько больше прожиточного минимума.
- Я понимаю, что там, где у нас на шкале было 12 млн. руб., надо бы 24 поставить. Но все дело в том, что подавляющая часть налогов с физических лиц идет территориям. И если мы смягчим их, значит, залезем в карман областей, районов. А у них и так бюджеты, мягко говоря, напряженные. Где взять необходимые 2 - 3 трлн. руб.? Пока мы не нашли компенсирующего источника доходов. Вернее, от каких трат можно отказаться. Найти его - для меня первоочередная задача. Сколько денег найдем, на столько и налоги снизим. Значит, надо, чтобы заработки хотя бы до 15 млн. руб. в год шли по шкале 12%.
- И в это же время многие богатые и сверхбогатые уходят от налогов, скрывая доходы. Ни в Госкомстате, ни в налоговой службе нет статистики о доходах населения. То есть мы не знаем, сколько у нас богатых и обладателя каких доходов можно считать богатым. Поскольку 270 $ - максимум того, что "засветилось", Минфин и постановил считать их обладателя "денежным мешком".
- Это так. Сегодня остро стоит проблема легализации капиталов. Причина: у нас нет налоговой тайны. Теоретически мы должны быть просвечены налоговой службой насквозь, она должна быть в курсе всех наших банковских операций. А потом сопоставить расходы с доходами.
- Почему же депутаты, признающие это, категорически против того, чтобы банки поставляли такую информацию в налоговую службу?
- Если сейчас информацию о наших покупках передать туда, то служба эта захлебнется от такого потока, так как не готова пока к нему. И второе - через 15 минут все сведения будут у банд рэкетиров, действующих в этом районе. У нас нет системы защиты информации.
- Значит, если кто-то платит небольшой налог и строит шикарный особняк, нельзя и поинтересоваться, на какие деньги?
- Спросить можно. Но он может не ответить. Имеет право. Чтобы спросить, сначала нужно иметь законодательное обеспечение, позволяющее это сделать. Должна быть гарантия сохранности информации. А пока богатые могут утаивать свои доходы. За них отдуваются те, у кого легально высокие заработки. Кафельников весь как на ладони и все платит.
- Александр Петрович, ходит много слухов о введении налогов на проценты по депозитам, на страховки.
- Дума отклонила попытку Минфина брать налоги с процентов по депозитам. То же касается и страховок. Но - ваших личных. А с фиктивных страховок налоги будем брать. Я имею в виду систему, когда зарплата прячется под видом страхования. Этот уход от налогообложения будет перекрыт.
- Вы еще не знаете, как?
- Знаю. Но говорить не буду - хочу убедиться, что это сработает.
В этом году отменяется спецналог и налог на превышение фонда оплаты труда.