АЛЛО! Предупреждаю вас: я стою на подоконнике на девятом этаже. Сейчас я прыгну вниз, а вы потом будете в этом виноваты!
- Почему же я? Разве я заставляю вас прыгать из окна?
- Но вы же служба доверия, вы должны остановить меня... Ну что, будете меня уговаривать?
- А зачем? Вы же взрослый человек - наверное, знаете, что делаете.
- Тьфу, я-то думал, что вы действительно умеете убеждать. Вы отвратительно работаете - я буду на вас жаловаться.
- Вот и замечательно. Слезайте с подоконника и пишите жалобу. А завтра отнесете ее в милицию.
ПСИХИ? ДА НЕТ, МЫ С ВАМИ
ПСИХОЛОГИ и психотерапевты, работающие на телефоне доверия, прекрасно знают, что говорить своему клиенту и в какие игры с ним играть. И они знают, что человек, действительно решивший наложить на себя руки, вряд ли будет звонить с подобными претензиями.
Другое дело - запутавшийся человек, который не видит иного выхода, кроме самоубийства, из критической ситуации. Вот ему-то и нужна помощь: сначала эмоции погасить, потом трезвым умом поразмыслить и найти решение своей проблемы.
Существует мнение, что в эту службу обращаются исключительно психи. Мол, как еще можно назвать человека, у которого не осталось ни одной близкой души, ни одного друга, готового протянуть руку помощи? Мол, если не осталось, значит, заслужил. Рассуждение это ошибочное. К сожалению, у каждого из вас бывают проблемы, которые мы ни в коем случае не можем раскрыть перед своими близкими. А вот перед чужим, совершенно посторонним человеком - можем. Это удивительный парадокс человеческой природы, и именно он обуславливает существование телефона доверия.
НЕМНОГО ИСТОРИИ И МНОГО НЕДОВОЛЬНЫХ ЖЕН
В 1972 году профессор суицидологии Айна Григорьевна Амбрумова проявила инициативу и добилась от властей того, что они приняли решение открыть московский телефон доверия. Ныне по всей России работают свыше 130 аналогичных телефонных служб.
По зафиксированным данным, 70% всех звонящих в службу доверия - женщины. А каждая третья проблема из всех обсуждаемых по этому телефону - семейный конфликт. Причин множество: пьющий муж, супружеская неверность, охлаждение отношений или даже полное отчуждение. Вот и объясняет психолог плачущей женщине, что если ее муж привык до свадьбы читать газету за ужином, то он с большим недоумением встретит запрет, налагаемый на это чтение после свадьбы. И что, если муж изменяет, значит, на стороне он находит то, чего ему недостает в своей семье.
Женская логика всегда была загадкой. Если же представительница слабого пола находится в состоянии аффекта, ее мысли, слова и поступки приобретают несколько фантастический характер. Вот типичное женское заблуждение: у мужа не должно быть никаких тайн. Что отвечает на это специалист из службы доверия? Что у каждого человека должны быть свои тайны, пускай небольшие, так же как у каждого бывают минуты, когда он хочет остаться один - это совершенно нормально. Семейный союз - своеобразный общественный договор, не стоит об этом забывать.
ИДЕАЛЫ, РИТУАЛЫ И "ЗАЧЕМ ВЫ ТАМ СИДИТЕ?"
ЕСТЬ множество других, помимо семейного конфликта, причин, побуждающих наших сограждан звонить по телефону доверия: проблемы любовных взаимоотношений, разногласия между родителями и взрослыми детьми, психическое здоровье, алкоголизм, одиночество. Количество обращений по каждой из этих тем занимает около 10% от общего числа. Основная масса клиентов - люди от 25 до 45 лет, они составляют 60%. Каждый десятый из всех звонящих - подросток.
Главная молодежная проблема, конечно же, касается взаимоотношения полов. В первую очередь это проявления комплекса неполноценности: когда невыразительная внешность, веснушки или прыщи становятся жизненной трагедией для молодого человека. Но бывают и другие ситуации. Например, звонит парень и жалуется, что девушка отвергает знаки его внимания и это, мол, несправедливо, поскольку он и она созданы друг для друга. Звонит периодически, и каждый раз выясняется, что своими ухаживаниями он все больше и больше доводит бедную девушку до остервенения. Это типичный случай идеализации: многие подростки, погасив свои эмоции, могут сами разобраться, что их представления о любимом человеке - вымышленный образ, не соответствующий действительности. ...Один сеанс психотерапии по телефону доверия длится в среднем 35 минут. Каждый работник службы за 12- часовую смену проводит от десяти до пятнадцати таких сеансов. Во время беседы он не дает прямых советов - играя роль отстраненного наблюдателя, он лишь подводит пациента к решению проблемы, помогает ему самостоятельно найти выход из кризисной ситуации.
Делать это нелегко. Всякий раз, протягивая руку к звонящему телефону, психолог должен полностью "обнуляться", освободиться от своих жизненных установок и принять абонента таким, какой он есть. Ведь тот, кто обращается за помощью, формирует свое собственное представление о человеке, с которым он будет разговаривать. Мастерство специалиста в том и заключается, чтобы суметь с первой же минуты стать тем воображаемым собеседником, которого ожидают услышать.
Очень многие, кто пытается пробовать себя на этой работе, не выдерживают, перегорают. Ну а специалистам помогают не только профессиональные навыки, но и своеобразные ритуалы. Например, начиная рабочий день, некоторые переодеваются. Снимая в конце смены эту одежду, они как бы снимают все взятые на себя чужие проблемы. К ритуалам относятся и принятие душа после смены, и особое расположение предметов на столе.
И хотя психологам эта работа в радость, подтверждение тому - многочисленные благодарности от бывших клиентов, бывают в ней и всякие неприятные моменты. Отдельная категория нашего населения по-прежнему подвержена "синдрому совка": эти люди хотят, чтобы за них все и всегда решали. В своих бедах они обвиняют только окружающих и никогда - самих себя. Поэтому, набирая номер телефона службы доверия, помните, что это все-таки не сливной бачок, а спасительная соломинка.
Номера телефонов доверия в Москве: 205-05-50 - общий, 122-32-77 - молодежный, 160-03-63 - детский.