Не поверите, уважаемые читатели, но на улицах древнего Киева практически невозможно полакомиться варениками! Напрасно московский журналист обшаривал все кафешки и забегаловки на Крещатике, напрасно водил чутким носом, стремясь уловить вожделенный запах, - предлагали ему в гостеприимных общепитовских заведениях лишь заморские хот-доги, гамбургеры, пиццу и всякие прочие спагетти, а на вопрос о варениках и борще смущенно отвечали, что, мол, нэма. Видно, тянется самостийная Украина к Западу со страшной силой.
ПОЛУЧАЕТСЯ пока не очень - вряд ли в какой капиталистической державе сообразят не отапливать в холода учебные корпуса нескольких столичных вузов. Натурально, основательно подмерзшая студенческая братия от этого не в восторге и пытается протестовать. Организовали, скажем, у Министерства угольной промышленности пикет под незатейливым, но актуальным лозунгом: "Хотим тепла!" Несколько ранее юные манифестанты призывали отцов города предоставить учащимся право бесплатного проезда в транспорте. Требования, как видите, исключительно мирные, житейские, и к топору студенты нынче не зовут, если не считать распространения среди народных масс "Инструкции по борьбе с контролерами".
Похоже, времена политического бузотерства благополучно минули. Оно и понятно - какая к черту политика, если стипендия в киевских вузах составляет в среднем 750 тысяч карбованцев, которых едва хватает на пятнадцать батонов хлеба! Такое меню вряд ли кого устраивает, поэтому украинские школяры заняты не столько учебой, сколько добыванием "бабок". Популярны, естественно, денежные специальности - официант, бармен, крупье. (В Киеве, как и в Москве, открылось множество казино.) Опасающиеся за состояние своих мозгов подрабатывают более интеллектуальным способом - гуманитарии пишут на продажу рефераты, а технари делают чертежи. Самыми же распространенными вариантами приработка по-прежнему являются мелкое предпринимательство и челночество. Причем за товаром теперь, как правило, ездят не в Польшу, а в Москву.
Зато если раньше киевские, харьковские, донецкие ребята стремились получить высшее образование в столице СССР, что считалось весьма престижным, то теперь предпочитают учиться дома. Причина в большинстве случаев проста: многие московские вузы, как ни печально, считают братьев славян иностранцами и требуют за обучение деньги. А куда в России с украинскими купонами сунешься... Что же до киевских учебных заведений, то хорошо котируются те, где можно бесплатно выучить иностранный язык, а также имеющие военную кафедру, которая позволяет на законных основаниях откосить от армии. Часто бывает, что хлопчик, не желающий наряжаться в кирзачи, поступает, скажем, в Пищевой институт (куда полегче), а потом переводится в Киевский политех, где есть "военка". Невинные маленькие хитрости...
КТО ЖЕ ТАКОЙ "ЧАХЛИК"?
ПО ВСЕМУ видно, что заботы украинских и российских студентов похожи как две капли воды. Различия связаны в основном со всякими национальными прибабахами, которые, кстати, иногда доставляют киевским собратьям по науке лишнюю головную боль. Скажем, преподавание в высшей школе ведется теперь на государственном языке, что, конечно, вполне логично. Филологи еще как-то "с этим свыклись и уже без дрожи в голосе произносят вместо "Кощей бессмертный" "Чахлик невмирущий", а вот технари... Ох, те просто на уши встают, пытаясь объяснить "на украинской мове" устройство какого- нибудь термоконвектора. Предвидя возможные филологические страдания, некоторые сердобольные экзаменаторы сразу спрашивают своих "пациентов", на каком языке они хотели бы излагать материал - на "державном" или на "иноземном"? Выбор донельзя обрадованных физиков для вас, полагаем, ясен...
Впрочем, случаются курьезы и у лириков. Вот, например, какой случай произошел в Киевском университете. Студенты одной из групп прослышали, что преподаватель, которому они вскоре должны были сдавать экзамен, прослыл... как бы это сказать... крайне патриотически настроенным дядечкой. Разведка донесла, что он суров, но весьма благожелательно относится к тем, кто предстает перед его очами в национальном костюме. Ясное дело, все тут же бросились копаться в бабушкиных и дедушкиных сундуках, но отыскать сумели всего одну украинскую расшитую рубаху на группу. И вот картина: экзамен, из дверей аудитории, где расположился профессор, выходит студент, к нему резво подскакивают двое сокурсников и, рискуя оборвать несчастному уши, молниеносно стаскивают через голову ту самую рубашку. Еще через мгновение в нее оказывается облаченным следующий кандидат на "пятерку" и, не мешкая, отправляется на рандеву с экзаменатором. Вся процедура занимает" не более двадцати секунд - быстрее, чем подъем по тревоге в армии! Так и получила бы вся группа по высшему баллу, но в конце концов преподаватель что-то заподозрил, начал ставить четверки, а потом и вовсе хитрецов застукал. С чувством юмора, правда, все у него было в порядке, и нахохотался дядя от души.
"ГОГОЛЬ - НАШ, БУЛГАКОВ - НЕ НАШ!"
КИЕВСКИЕ ректоры знают: чтобы получить от государства побольше дотации, надо включить в название вуза слово "национальный" (например, бывший Политех именуется теперь Национальной технической академией). Учащиеся тем не менее национализмом не заражены, хотя и "отличился" в ноябре прошлого года Украинский студенческий союз, организовавший совместно с "Молодым Рухом" Фестиваль молодежной культуры, на котором предполагалось выявить потенциальных звезд отечественной эстрады. Дело само по себе славное, и все бы хорошо, кабы не основной лозунг мероприятия: "Протестуем против засилья в Украине эрзац-культуры и исполнителей из России!" За каким лешим понадобилось наезжать на российских музыкантов "студенческим боссам" - непонятно. (Кстати, большинство студентов понятия не имеет, что у них есть какие-то вожди.) "Руховцы" же, практически утратившие влияние на умы сограждан, явно рассчитывали с помощью музыки подлизаться к подрастающему поколению. Вряд ли получилось - во всяком случае ребята, с которыми мы общались в Киеве, уверяли, что ни один нормальный человек знаться с "Рухом" не желает. К России же, напротив, относятся очень тепло и уж, конечно, не возражают против выступлений в киевских концертных залах и клубах популярных гостей из Москвы и Питера. Только местные музыканты, бывает, ворчат, что им вечно приходится "разогревать" аудиторию перед выходом заезжих мэтров. Словом, молодежи двух славянских республик по-прежнему нечего делить.
И все же немного грустно оттого, что братские гуманитарии вынуждены изучать такой, мягко говоря, "оригинальный" предмет, как "История украинского национализма", а русскую литературу проходят нынче в курсе зарубежной, и выделяется на нее куда меньше времени, чем прежде. Забавно наблюдать и то, как составители программ делят классиков на "своих" и "чужих": Гоголь, скажем, писатель, разумеется, украинский, а вот Михаил Булгаков - нет, хотя едва ли можно преувеличить роль Киева в судьбе и творчестве Мастера. Хромает логика у чиновников из министерства...