На вопросы "АиФ" отвечает Алексей АРБАТОВ, депутат Государственной Думы, член думского Комитета по обороне, эксперт по проблемам безопасности и разоружения.
- Есть ли возможность дать гарантии обществу, что террористические акции, подобные тем, что произошли в Буденновске и Кизляре, не повторятся?
- При всей моей неприязни к дудаевцам считаю, что их неправильно называть террористами. Террористы - это маленькие группки, которые скрываются в подполье и время от времени устраивают какие-то акции, чтобы напомнить о себе и постоянно держать в напряжении общество. Дудаевцы же контролируют огромную территорию, имеют свою армию, иногда даже держат федеральные войска в осаде.
Надежно избавить страну от таких акций, какие имели место в Буденновске и Кизляре, можно только одним способом -обеспечить мир в Чечне. Пока там будет идти война, страшные случаи будут повторяться. Вспомните Афганистан, Вьетнам, Алжир. Во всех таких войнах партизаны, мятежники, повстанцы, уступая регулярным войскам в мощи, применяли подобные партизанские методы. Если же власти решат добить дудаевцев до конца - нас ожидает очень жестокая война.
- Каковы ваши прогнозы по поводу дальнейшего развития ситуации на Северном Кавказе?
- Есть один разумный выход - решить проблему политическим путем (а не военным плюс политическим). Для этого необходимо прекращение боевых действий, мирное соглашение с Дудаевым (можно договориться через посредников), разведение противостоящих формирований, оказание гуманитарной помощи. Мирное время для Дудаева смерти подобно, ибо он лишается опоры среди населения.
Поскольку сегодня мы не можем в Чечне достичь военной победы, надо мириться с тем, что условия будут не совсем благоприятными: за ошибки следует платить. Самое большее, на что мы можем рассчитывать, - это договоренность с чеченцами о некоем ассоциированном статусе их республики с РФ. Но вполне возможно, что Чечня и останется в составе РФ.
Впрочем, и сами россияне должны подумать, а хотят ли они видеть Чечню в составе России. При всем моем уважении к чеченцам мне кажется, что им в силу их традиций, особенностей истории трудно приспосабливаться к нашим нормам жизни. Тем более, когда начиналась война, у русских не спрашивали разрешения, не говорили им, какую цену придется заплатить. И теперь многие из нас, наверное, не против отделения Чечни. Но в таком случае пусть она будет иностранным государством со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Не уверен, что, оказавшись в кольце гор, без выхода к морю, испытав такую свободу, они не попросятся назад.