Примерное время чтения: 4 минуты
80

ВСПОМНИМ, ЧЕМУ МЫ УМИЛЯЛИСЬ. Однажды Ленин...

Изданные в 1956 - 1960 гг. три больших тома "Воспоминаний о В. И. Ленине" не стали бестселлером. Цена в 20 рублей за том после реформы 1961 г. опустилась сначала до двух рублей, а потом и до одного...

СПУСТЯ почти четыре десятилетия мы приглашаем читателя взглянуть на это издание иными глазами. Дело тут даже не в жизненных ситуациях "товарища Ульянова": они могли быть как совершенно абсурдными, так и вполне естественными. Дело, скорее, в том умиленно-слащавом восприятии, которое еще недавно казалось нормальным, когда речь заходила о "дедушке Ленине".

Из воспоминаний домработницы семьи Ульяновых А. М. Сысоевой:

"Владимир Ильич очень любил чистоту. Бывало, если увидит, что хлеб на столе не покрыт и на него садятся мухи, он всегда обращал на это внимание и напоминал, что от мух непременно надо все закрывать".

Из воспоминаний секретаря Ленина Л. А. Фотиевой:

"Одним из справочников, которым Владимир Ильич постоянно пользовался и который обыкновенно лежал у него на письменном столе (речь идет о периоде работы Ленина в Кремле. - Ред.), - был указатель железных дорог. Однажды он исчез, Владимир Ильич очень жалел об этом, так как в нем было много его отметок, и несколько раз просил нас опросить всех, кто у него бывает, предлагая заменить его другим экземпляром. Мы опросили всех, кого только можно было, но указатель так и не нашелся. После этого на другом экземпляре Владимир Ильич сделал надпись: "Экземпляр Ленина", и предупреждал нас, чтобы нужные ему книги мы не разбрасывали в кабинете, так как товарищи не считают за большой грех стащить интересующую их книгу".

Из воспоминаний партийного литератора-пропагандиста В. А. Карпинского:

"Раз Владимир Ильич поднимался в Кремле по узкой боковой лестнице на третий этаж. Вдруг из-за поворота лестницы показалась уборщица, т. Бурилина, спускавшаяся вниз с ведром и тазом в руках. Увидя Ленина, она растерялась и собралась было подняться обратно. Но Владимир Ильич остановил ее:

- Нет, нет, товарищ, зачем же вам, да еще с тяжестью подниматься опять наверх? Вот, смотрите, я прижмусь тут в уголке, а вы и пройдете!

Чувствуется поистине товарищеское, дружеское отношение Владимира Ильича к простому трудящемуся человеку".

Из воспоминаний наркома просвещения А. В. Луначарского:

"Другое соображение было выдвинуто, когда я на одном из заседаний оспаривал его (Ленина. - Ред.) нападения на Большой театр (Ленин тогда предложил резко урезать финансирование спектаклей. - Ред.). Я указывал на несомненное культурное значение его. Тогда Владимир Ильич лукаво прищурил глаза и сказал: "А все- таки это был кусок чисто помещичьей культуры, и против этого никто спорить не может".

Из воспоминаний работницы Трехгорной мануфактуры К. С. Овсянниковой:

"Очень внимателен был Ильич к людям... Дело было, если память не обманывает, на третью годовщину Октября. С утра мы пешком ходили на субботник, за Москву, в хорошовский Серебряный бор. Вечером собрались на "Большой кухне" (место проведения собраний рабочих "Трехгорки". - Ред.)...

Я сидела в первом ряду и держала за руку своего мальчика- малолетку. Ильич расспрашивал рабочих о субботнике. Вдруг посмотрел на меня и спрашивает:

- И вы, товарищ, на субботник ходили?

- Да, - отвечаю, - ходила...

...Ильич обратился ко всем и говорит:

- Вот посмотрите, женщина - мать маленького ребенка, другого скоро ждет (выделено нами. - Ред.), а чтобы помочь государству, за 8 верст пешком ходила...

Не ждала я за свое участие в субботнике получить такую награду, как эти слова Ильича. На всю жизнь запомнились!"

Не претендуя на серьезные обобщения, мы постарались дать немного "информации к размышлению" человеку, решившему углубить свои представления о том "самом человечном человеке", которым считался В. И. Ульянов-Ленин в официальной советской мифологии.

Подготовил Эмилий АРХИТЕКТОР

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно