Примерное время чтения: 5 минут
181

ОВОЩЕЙ С НИТРАТАМИ СТАЛО ВДВОЕ МЕНЬШЕ. Отбивная из дяди Васи

Недавно я оказалась невольной свидетельницей разговора двух почтенных дам. "Где это вы такое хорошее мясо купили?" - "На рынке, и, кстати, очень дешево". - "На рынке? - На лице возникла брезгливая гримаса. - Разве ж можно сейчас там покупать? Его из Чернобыля везут. Да и человечинкой, слыхала, приторговывают. Вон, в одной только Москве в прошлом году пропало 5 тыс. человек. Куда они, спрашивается, делись? Каждый килограммов по 80 весит. Вот и подсчитайте, какая прибыль получается. А какой на рынке контроль? Дадут директору в лапу и торгуют, чем хотят..."

ЧЕСТНО признаться, от такого безапелляционного резюме по телу побежали мурашки. И весь следующий день я промоталась по московским и областным рынкам, дабы узнать что-нибудь про "человечинку".

Как выяснилось, на каждом рынке, каким бы малым он ни был, обязательно есть ветеринарно-санитарная лаборатория, где проверяется качество мяса. Более того, рыночный ветврач несет уголовную ответственность за продажу зараженного мяса, поэтому вряд ли он согласится за взятку дать фиктивную справку на его продажу. Доводы вроде бы достаточно убедительные.

Но почему же тогда в прошлом году была вспышка страшной болезни - трихинеллеза, которая ведет к инвалидности и смерти? Кто купил мясо на улице, кто забил свинью на собственном подворье, кто кабана подстрелил на охоте, кто шашлычком на обочине дороги побаловался. Да и в магазинах болезнь можно подцепить, ведь теперь они имеют право принимать мясо у частников. А ветслужба еще не очень приспособилась к этому. Так что можно поверить утверждению заместителя главного ветеринарного инспектора России Н. Пантюшенко, что мясо, купленное на любом российском рынке, где есть лаборатория, можно смело считать безопасным. Что же касается "человечинки", то это, как заверили меня, из области страшилок или не вполне здорового воображения.

ЭКОНОМНАЯ ЭКОНОМИКА

НЕ ТАК давно наши ветинспектора проверяли закупленное в Германии мясо. Примерно четверть свиных туш отбраковали, так как они были заражены фенозом. Эта маленькая личинка, попадая в кишечник человека, вырастает в 12-метрового глиста. Немцы, как известно, - великие экономы и вносят под растения, в том числе и кормовые, все человеческие отходы. А потом зараженные корма едят свиньи.

В России, кстати сказать, феноз встречается редко. Наши сельские жители не практикуют применение человеческих фекалий. Но вот что касается дачников, то для них эти отходы дороже золота. Один мой приятель, преподаватель вуза, как-то откровенно признался, что очень любит принимать гостей на даче. "После них столько добра остается. Все как на дрожжах растет. И навоз не нужно покупать. Знаешь, какая экономия".

Но это часто выходит боком. На одном из рынков я побывала в "кунсткамере", где в банках со спиртом хранятся "трофеи" местной лаборатории, в том числе чеснок и лук, зараженные глистами, которые появляются в результате усердного полива растений свежими фекалиями.

Здесь же я узнала, что забавный с виду "фигурный" картофель, оказывается, болен раком и есть его нельзя.

Есть чему и порадоваться. Нитратов в овощах и фруктах у нас сейчас стало намного меньше. Еще года два назад приборы зашкаливало. Сейчас цифры на них, как правило, ниже допустимых. Сказалась дороговизна удобрений, бурная кампания в газетах против нитратов и, как следствие, ужесточившийся контроль. Почти не бывает и случаев радиоактивного загрязнения. Дозиметр после Чернобыля есть в каждой лаборатории.

Но вот на соли тяжелых металлов, например на свинец, овощи не проверяют. А жаль. Сейчас едва ли не вся земля вдоль дорог распахана под огороды. И нередко именно здесь выращивают овощи для продажи.

ДЕЛАЮТ ЛИ АРБУЗАМ УКОЛЫ?

МНОГИЕ абсолютно уверены в том, что южане впрыскивают в ранние помидоры и арбузы "нечто", что придает этим продуктам товарный спелый вид. Но в лаборатории над этим просто рассмеялись: "Такие уколы стоят гораздо больше прибыли. Вот дыни "грязные" действительно попадаются. Иногда их выращивают на бывших хлопковых полях, а почва там чем только не пропиталась".

- А что бывает с забракованными продуктами?

- Мясо либо уничтожают, либо отправляют в сопровождении лаборанта на промпереработку.

Все остальное "продавец" получает обратно. И, конечно же, оно где-нибудь да "всплывает": у ближайшего магазина, в переходах... Тут уже милиция должна порядок навести. Но она, по словам ветврачей, больше любит "наводить порядок" на территории рынка. "Да разве одна милиция? Проверяющие просто рвутся сюда". И в подтверждение этого на пороге появились очередные "контролеры". Проверка рынка вовсе не входит в их служебные обязанности. "Это наша инициатива", - объяснили они мне. И ушли, унося в сумке несколько литровых пакетов из-под кефира, наполненных творогом и сметаной, - "на анализ".

А еще есть налоговая инспекция, рыбнадзор... "Сколько здесь денег уходит и слез, - посетовала одна сердобольная лаборантка. - Ведь у нас кто торгует - учителя, воспитатели, врачи, инженеры, хирург даже есть один. Им концы с концами свести надо, а тут..."

Да, контролировать у нас всегда любили. К счастью, среди множества любителей "поиметь" на этом занятии есть и те, кто занят непосредственно своим делом. Благодаря им рынок сегодня действительно относительно надежное место для покупки свежих и безопасных продуктов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно