Примерное время чтения: 5 минут
246

ЛЕНИН ПРЕДЛАГАЛ ВВЕСТИ НАГРАДУ В 100 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА КАЖДОГО ПОВЕШЕННОГО СВЯЩЕННИКА. "Провести беспощадный массовый террор против попов"

Враждебное отношение В. И. Ульянова-Ленина к церкви и религии общеизвестно. Рассекреченные в последние годы документы дополняют картину чудовищных по масштабам и жестокости преступлений против верующих и духовенства, инициированных лично Председателем Совета Народных Комиссаров. Но даже сегодня мало кто из исследователей "ленинского наследия" обращает внимание на то, что антирелигиозная кампания в те годы носила довольно странный, выборочный характер...

ГОНЕНИЯ на церковь начались практически в первые же недели после прихода большевиков к власти. Можно условно выделить четыре крупные кампания, проводившиеся по ленинской инициативе. С ноября 1917 г. по 1919 г. начали закрываться первые монастыри и храмы, церковь была лишена прав юридического лица, церковное имущество частично реквизировано. В 1918 - 1920 гг. последовало лишение духовенства политических прав. С конца 1920 г. большевиками велась "работа" по расколу церкви, ее разложению изнутри. И наконец, с весны 1922 г. пошло массовое организованное разграбление церквей и расстрелы служителей культа.

ИХ ГЛАВНЫЙ ВРАГ - ПРАВОСЛАВИЕ

ПРИВОДИЛИСЬ разные данные о числе священнослужителей, ставших жертвами террора в 1917 - 1922 гг. В любом случае речь должна идти о тысячах человек. Только в одном Петрограде было расстреляно 550 священников, монахов, высших иерархов церкви. Часто убийствам предшествовали пытки и издевательства: выкалывание глаз, отрезание носа и щек и т. д. Количество отобранных у церкви храмов и монастырей исчислялось тысячами, стоимость изъятых церковных ценностей - миллиардами золотых рублей.

Возьмем на себя смелость утверждать: жестокость и непримиримость в борьбе с религиозным культом, не имеющая аналогов в новейшей истории, была почти полностью направлена против одной Русской православной церкви. Именно ее "вождь мирового пролетариата", судя по его собственным речам и делам, ненавидел люто и бескомпромиссно.

Мусульманство же рассматривалось Лениным как союзник в распространении мировой революции на страны Востока. На деятельность мусульманских учебных и религиозных центров не был наложен запрет даже в тот период, когда закрывались все православные духовные семинарии и женские епархиальные училища, а Петроградскую духовную академию начали превращать в центр атеизма.

Преследования католиков и протестантов в значительной мере сдерживались опасениями протестов со стороны ряда европейских государств, с которыми большевикам приходилось считаться. Но когда дело касалось Русской православной церкви, Ленин игнорировал даже реакцию Запада. В январе 1922 г. Чичерин, пытаясь улучшить отношения с Америкой (где с крайним неодобрением воспринимали гонения на религию в Советской России), письменно предложил Председателю Совнаркома вернуть православным священнослужителям право участия в выборах. Ленин рассвирепел, написав в Политбюро, что "это и следующее письмо Чичерина явно доказывают, что он болен, и сильно".

Показательно, что незадолго до этого, в марте 1921 г., Ленин, наоборот, вполне одобрил предложение того же Чичерина о необходимости "соблюдать тактичность при проведении антирелигиозной пропаганды" в областях с мусульманским населением.

"АРХИЛЮБЕЗНОСТЬ" К СЕКТАНТАМ

В БОРЬБЕ против Русской православной церкви Ленин считал полезным использовать и сектантские общины. Задолго до 1917 г. он советовал воспитывать в рядах социал- демократии таких политических руководителей, которые умели бы в нужную минуту "продиктовать положительную программу действий... и возмущенным сектантам". Подобное позитивное отношение к отдельным неправославным общинам лидер большевиков сохранил и после октябрьского переворота. Так, 6 сентября 1921 г. на заседании политбюро ЦК РКП(б) при обсуждении обращения Общества духоборов в Канаде о предоставлении их делегации права приезда в Россию для переговоров о возвращении общины на родину было принято предложение Ленина "тотчас разрешить и ответить архилюбезно".

В отношении вождя к Русской православной церкви четко прослеживается стремление не просто нанести сильнейший материальный ущерб и физически уничтожить максимально большое число священнослужителей. Акции большевиков против православия носили предельно кощунственный характер.

Оскорбление чувств верующих имело место не просто со стороны отдельных отрядов бесчинствующих красноармейцев или чекистов, которые позволяли себе разбивать иконы, разрывать церковные одежды, курить, мочиться и испражняться в храме. Кощунственное отношение к Русской православной церкви было фактически поднято на государственный уровень. Старый большевик П. Красиков, поставленный во главе специального "антицерковного" отдела Наркомата юстиции, вспоминал, как Ленин загорелся идеей надругательства над останками святых с обязательной киносъемкой. С октября 1918 г. по сентябрь 1920 г. было организовано вскрытие 63 святых мощей, впоследствии переданных в музеи или утерянных.

Тщетно просил патриарх Тихон в письмах Ленину не глумиться над останками заступника России Преподобного Сергия Радонежского. Мощи были вывезены из Троице- Сергиевой лавры, а самого патриарха впоследствии перевели в заключение.

Можно предположить, что даже в ближайшем окружении Ленина, где также негативно относились к церкви, все же считали, что "вождь и учитель" перегибает палку. В июне 1923 г., когда стало окончательно ясно, что больной Ленин не вернется к политической деятельности, ВЦИК решил приостановить дело по обвинению патриарха Тихона в антисоветских преступлениях. А. Рыков, преемник Ленина на посту Председателя Совнаркома, фазу же после вступления в должность принял патриарха и дал ему обещание уменьшить давление на религиозные организации, уменьшить налоги на духовенство и храмы, выпустить из тюрем некоторых иерархов и т. п.

Свое обещание Рыков выполнил. До новой эпохи "воинствующего безбожия", пришедшей в конце 20-х гг., церковь получила передышку.

В издательстве "МАРТ" вышла книга автора "Рассекреченный Ленин", основанная на ранее закрытых фондах Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно