Одной из острейших на сегодняшний день проблем в сфере религиозной жизни нашей страны является проблема украинских греко-католиков - униатов, последователей православной церкви, в 1596 г. присоединившихся к римско- католической церкви, но сохранивших при этом греко- православную обрядность.
Наш корреспондент П. ВАСИЛЬЕВ беседует с кандидатом философских наук М. ОДИНЦОВЫМ.
- В конце ноября этого года М. С. Горбачев нанесет визит в Италию а, как сообщает итальянская печать, возможно, встретится с папой римским Иоанном Павлом II. Известно, что в качестве условия нормализации отношений с Москвой папа римский требует признания советскими властями украинской греко-католической церкви. Не говоря уже о том, что это проблема не межгосударственная, а межцерковная и решить ее должны Московский Патриархат и Римский престол, непонятна сама по себе настойчивость Ватикана. Ведь еще в марте 1946 г. Львовский Собор, в работе которого приняло участие 235 представителей униатов, принял решение о возвращении украинских греко-католиков в лоно Русской православной церкви. То есть униатская проблема, казалось бы, перестала быть таковой еще 43 года назад.
- Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно вначале разобраться: почему Львовский Собор принял такое решение? И отражало ли оно истинные настроения униатов? А для этого нужно обратиться к событиям, происшедшим за два года до того, - в 1944 г.
В конце июля 1944 г. Красная Армия освобождает Львов, где располагалась резиденция главы униатской церкви митрополита Андрея (Шептицкого). В октябре того же года в Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР пришло письмо от митрополита Андрея, в котором он выражал стремление нормализовать отношения с Советской властью.
- И ответ, конечно же, последовал отрицательный? Ведь именно Шептицкий был одним из организаторов дивизии СС "Галичина".
- Напротив, Совет по делам религиозных культов пригласил представителей униатской церкви в Москву. Более того, это приглашение было санкционировано сверху.
- Вы имеете в виду Сталина?
- Нет, В. М. Молотова, Л. П. Берия и Н. С. Хрущева, тогдашнего председателя Совнаркома УССР.
В декабре 1944 г. митрополит Иосиф (Слипый), сменивший умершего в ноябре того же года митрополита Андрея, прислал делегацию из 4 человек. 22 декабря ее принял И. В. Полянский, председатель Совета по делам религиозных культов. О ходе переговоров Полянский подробно информировал Сталина и Молотова. Вот выдержки из докладной записки Полянского:
"На приеме руководитель делегации архимандрит Климентий Шептицкий выразил приветствие и благодарность Советской власти. Красной Армии и ее Главнокомандующему товарищу Сталину, заявив, что сейчас греко-католической церкви в Западной Украине не угрожает больше та опасность, которую готовили немцы, и что делегация имеет своей задачей, с одной стороны, указать на те общие опасности, которые в связи с победами Красной Армии для церкви устранены навсегда, а с другой - на некоторые мелочи, имеющиеся в жизни церкви сейчас, требующие исправления их или сегодня, или в ближайшее время.
Сославшись на то, что Западная Украина более 300 лет живет несколько отличной жизнью от Восточной Украины и что вследствие этого у нее другие обычаи, другая экономическая жизнь, культура и религия, архимандрит Шептицкий заявил, что "нужно перемену делать осторожно".
Делегация познакомила Совет с обращением митрополита Иосифа "К духовенству и верующим" от 23 ноября 1944 г., где, в частности, содержался призыв к бандеровцам "вернуться с неправильного пути".
От имени духовенства и верующих делегация передала 100 тыс. руб. в фонд Красного Креста.
- И каков был итог этих переговоров?
- 27 декабря на прямой вопрос делегации: "Будет ли обеспечено униатской церкви в пределах СССР свободное отправление богослужений?" - был дан прямой ответ: "Да".
- Чем же объяснить, что Сталин пошел на урегулирование отношений с церковью, поддерживавшей оккупационный режим?
- Во-первых, униатская церковь никогда не рассматривалась Советским государством как незаконная. Напомню: еще в 1918 г. в инструкции Наркомюста о введении в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" указывалось, что действие декрета распространяется и на униатскую церковь. В мае 1944 г. при образовании Совета по делам религиозных культов греко-католическая церковь была внесена в перечень религиозных организаций, которыми он непосредственно занимался. А в ноябре 1944 г. Совнарком СССР принимает постановление "О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов", согласно которому верующие греко-католической церкви имели право подавать заявления о регистрации своих религиозных объединений.
Во-вторых, влияние униатов на территории Западной Украины было очень велико, и Сталин не хотел вступать в конфликт с ними в условиях продолжавшихся военных действий.
- Но как тогда объяснить тот факт, что полтора года спустя, к моменту начала Львовского Собора, все руководство греко- католической церкви, а также 2 тыс. (ила 50%) ее рядовых священнослужителей были арестованы и брошены в лагеря? Зачем понадобилось проводить Львовский Собор, на котором униаты "сами" приняли решение об упразднении греко- католической церкви?
- Однозначного ответа нет. Организуя львовский "спектакль", Сталин, скорее всего, хотел одновременно с разгромом фашизма устранить с политической арены и его бывших союзников.
- Сохранились ли какие-нибудь документы, подтверждающие ваше предположение?
- Да. В архивах я обнаружил девятистраничную записку Г. Г. Карпова, одного из руководящих работников НКГБ, в 1943 г. по распоряжению Сталина возглавившего Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР. Записка датирована 15 марта 1945 г. и составлена по просьбе Молотова "для т. Сталина".
Как мне кажется, записка составлялась ради следующего абзаца: "...русская православная церковь, в прошлом не прилагавшая достаточных усилий для борьбы с католицизмом, в настоящее время может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви (и против униатства), ставшей на путь защиты фашизма и добивающейся своего влияния на послевоенное устройство мира".
Карпов предлагал ряд мер, которые могли бы способствовать уничтожению униатской церкви: в частности, организовать во Львове православную епархию, поставив во главе ее епископа с титулом епископа Львовского и Тернопольского; организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие.
- Читал ли Сталин эту записку?
- Да. На ней есть и соответствующая резолюция: "Товарищу Карпову. Согласен. И. Сталин".
- Если я вас правильно понял, было решено натравить одну церковь на другую. Помимо того, что это, мягко говоря, неэтично, сами успехи Русской православной церкви в "противоуниатской пропаганде" за все послевоенные годы оказались не так уж велики. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что, по некоторым данным, от 4 до 5 млн. украинцев сегодня причисляют себя к верующим греко-католического вероисповедания. Может быть, пришла пора найти решение униатской проблемы, пойти навстречу верующим и легализовать греко-католическую церковь?
- Согласен с вами. Конечно, мы не можем и не должны забывать злодеяний, предательства и отступничества в отношении украинского народа, совершавшихся с благословения предводителей униатства. Но вместе с тем мы не можем и не должны держать заложниками прошлого миллионы верующих, вся "вина" которых состоит в том, что они хотят верить и молиться так, как верили и молились их предки.