Пропагандистский "выстрел" дает осечку - так можно расценить принятую Ватиканом "Инструкцию по некоторым аспектам теологии освобождения" (см. "АиФ", 1984, N 51). К этой мысли приводит статья, опубликованная недавно в польской газете "ЖОЛНЕЖ ВОЛЬНОСТИ". В ней анализируется реакция тех, кому адресована инструкция. Предлагаем эту статью в изложении.
ИНСТРУКЦИЯ Ватикана относительно "теологии освобождения", являющейся основной идеологией церкви в странах Латинской Америки, рассчитана на невежество тех кому она адресована. Этот документ содержит много категорических, явно пропагандистских выпадов против социализма и теории марксизма. Как утверждают авторы документа, единственным критерием истины являются определенные теологические принципы, а, значит, все, что не соответствует ортодоксальной теологии, не может считаться истиной.
Нет ничего удивительного в том, что столь тенденциозный подход к марксизму возмутил многих людей в Европе, США, Латинской Америке, Африке и Азии. Похоже, что Ватикан не предполагал, что документ вызовет волну критики в отношении современной доктрины римской католической церкви.
Можно сказать, что в настоящее время среди духовенства существует три основных воззрения на "теологию освобождения". Первого придерживаются сторонники реакционного курса в отношении марксизма и социализма. Эти вполне удовлетворены содержанием инструкции, ибо она дает оружие для борьбы с приверженцами "теологии освобождения". Новый документ Ватикана поддерживают также различные реакционные силы, в частности в самом Ватикане.
Вторая точка зрения принадлежит сторонникам "теологии освобождения". Они, разумеется, отвергают инструкцию, в которой содержится критика принятой ими идеологии.
Третье направление - теологи, духовенство, а также представители разных уровней церковной иерархии, которые протестуют против напоминающих времена инквизиции мер принимаемых Ватиканом в отношении тех, кто имеет свое мнение по вопросам вероучения. Они прямо говорят, что инструкция относительно "теологии освобождения" противоречит основным документам Второго ватиканского собора, в которых идет речь о свободе теологического поиска и определенной демократии во внутрицерковных отношениях.
Далее газета приводит ряд выступлений представителей различных религий за рубежом в защиту "теологии освобождения". Цитируется также высказывание Генерального секретаря Итальянской компартии А. Натты в газете "Унита". Он усматривает в инструкции "дуновение" "холодной войны" и возврат Ватикана к старой восточной политике.
Итак, заключает "Жолнеж вольности", инструкцию поддержали реакционные геологи и епископы, в том числе председатели конференций епископатов США и ФРГ, а также недавно назначенный генерал ордена иезуитов. Однако в высказываниях решительно преобладают голоса, критически оценивающие ее положения, касающиеся "теологии освобождения". С этой критикой Ватикан вынужден считаться.