В КОНЦЕ АПРЕЛЯ в Швеции был опубликован доклад официальной комиссии по расследованию случаев нарушения иностранными подводными лодками шведских территориальных вод. В нем отмечалось, что нарушения, будто бы имевшие место в октябре прошлого года в районе стокгольмских шхер, были якобы совершены советскими подводными лодками. Основываясь на выводах комиссии, правительство Швеции сделало заявление, в котором содержится утверждение о том, что нарушения связаны с "преднамеренными и незаконными попытками исследовать шведскую морскую территорию".
Это заявление, не имеющее ничего общего с действительностью, нельзя рассматривать иначе как недружественную акцию. Советская сторона ожидает, что правительство Швеции проведет повторное, но на этот раз объективное расследование всех обстоятельств дела и привлечет к ответственности лиц, виновных в предоставлении ему фальсифицированных материалов и выводов.
Согласно точным и тщательно проверенным данным советских компетентных властей, советские подводные лодки не только не находились в указанное в заявлении время в шведских территориальных водах, но и не подходили к ним ближе 30 км. Да и зачем, собственно, "исследовать шведскую морскую территорию", если данные, необходимые для судоходства в прибрежных районах Швеции, подробно нанесены самими шведами на морских картах, доступных для мореплавателей иностранных государств?
Доклад шведской комиссии целиком и полностью построен на голословных утверждениях, которые ни в малейшей степени не соответствуют истинному положению вещей. Выводы доклада сделаны вопреки собственному признанию комиссии, что до сих пор, несмотря на весьма широкий поиск с применением различных технических средств, не найдено никаких конкретных доказательств национальной принадлежности подводных лодок.
Казалось бы, достаточно веская причина, чтобы не делать каких- либо далеко идущих обобщений. Особенно в таком случае, когда затронуты отношения между двумя суверенными государствами, и подход здесь должен быть особо выверенным и взвешенным.
Между тем содержащиеся в заявлении шведского правительства несостоятельные утверждения, желает этого шведская сторона или нет, направлены на подрыв добрососедских отношений с Советским Союзом. Распространяя подобные вымыслы, определенные шведские круги преследуют неблаговидные цели, противоречащие интересам поддержания нормальных отношений с соседними государствами. А ведь не кто иной, как премьер-министр Швеции У. Пальме, выступая в риксдаге (парламенте Швеции) 16 марта с. г. в ходе внешнеполитических дебатов, обвинил умеренную коалиционную партию в распространении во время предвыборной кампании 1982 г. в своих целях ложных слухов по вопросу о подводных лодках. Пальме согласился с мнением тогдашнего премьер-министра Т. Фельдина о том, что "умеренные коалиционеры своими необоснованными высказываниями по этим важным вопросам ослабили доверие к шведской политике нейтралитета". Что же произошло с тех пор?
Показательно, что один из лидеров умеренной коалиционной партии К. Бильдт, принимавший участие в разработке упомянутых фальшивок, был включен в состав нынешней официальной комиссии. По словам самого Бильдта, подготовленный ею доклад воспроизводит положения, сформулированные в свое время умеренными коалиционерами.
Характеризуя антисоветскую шумиху, развернувшуюся в Швеции, председатель Рабочей партии - коммунисты Швеции Р. Хагель отметил, что социал-демократическое руководство "отступило перед широкой кампанией, организованной правыми силами. Оказавшись в оппозиции, правые силы пытаются компенсировать это попытками подтолкнуть правительство на дальнейшее и более тесное сближение с НАТО".
Кампания вымыслов о Советском Союзе, преследующая цель бросить тень на его миролюбивую внешнюю политику, подорвать его добрососедские отношения со Швецией, льет воду на мельницу сил, развернувших открытое массированное наступление против процесса разрядки.
Что касается советской стороны, то она всегда исходила из строгого соблюдения общепринятых норм международного права. Она постоянно стремится к развитию отношений со Швецией в духе взаимного уважения и понимания. Она исходит из того, что в условиях нынешней сложной международной обстановки советско- шведское сотрудничество могло бы сыграть конструктивную роль, содействовать процессу разрядки и мира на севере Европы.