Примерное время чтения: 7 минут
132

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Как развязать афганский узел

Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по Афганистану создает все предпосылки для незамедлительного урегулирования одного из самых тяжелых и болезненных региональных конфликтов.

О нормализации обстановки вокруг Афганистана корреспондент "АиФ" А. Мещерский беседует с заместителем министра иностранных дел СССР В. Ф. ПЕТРОВСКИМ.

"АиФ". Какова реакция в мире на Заявление М. С. Горбачева по Афганистану?

ПЕТРОВСКИЙ. Можно говорить только о первой реакции, поскольку прошло всего две недели. Но и эти две недели позволяют сделать вывод, что Заявление оказалось в фокусе внимания мировой общественности. Без преувеличения можно сказать, что оно никого не оставило равнодушным, о нем спорят, о нем говорят.

В целом по характеру реакция - благожелательная. Это связано прежде всего с тем, что речь идет о политическом урегулировании одной из острых кризисных ситуаций наших дней и, во-вторых, что не менее важно, развязывание афганского узла, как это справедливо ожидают, окажет самое глубокое влияние на разблокирование других конфликтных кризисных ситуаций.

Скажем, политика национального примирения в Афганистане проводится с 15 января 1987 г. Сегодня эта политика национального примирения, я думаю, служит своего рода базовой моделью для подхода к решению, с известными модификациями, других кризисных ситуаций. К ней обращаются государственные деятели и Никарагуа, и Кампучии.

"АиФ". Что необходимо сделать участникам афгано- пакистанских переговоров в Женеве, чтобы этот раунд оказался действительно последним?

ПЕТРОВСКИЙ. Переговоры начинаются 2 марта. Мы, как и наши афганские коллеги, исходим из того, что этот раунд должен быть последним. Ведь уже почти завершена разработка четырех документов (подробнее см. "АиФ", 1988, N 5. - Ред.). Оставалось лишь установить приемлемые для всех сроки вывода советских войск из Афганистана. И они были установлены в Заявлении М. С. Горбачева, где было сказано, что, если исходить из того, что подписание соглашений об урегулировании состоится не позже 15 марта, то через 60 дней - 15 мая - может быть начат вывод войск.

Казалось бы, после того как был дан ответ на этот последний вопрос, были созданы все условия для урегулирования. Однако один из участников переговоров, я имею в виду Пакистан, занял позицию, которая отнюдь не способствует быстрейшему завершению работы. Пакистан выдвигает в качестве главной проблемы проблему беженцев. При этом он утверждает, что для возвращения беженцев еще якобы не созданы условия.

Вопрос о беженцах - серьезный вопрос, никто его не сбрасывает со счетов, и одна из женевских договоренностей как раз и посвящена ему. Но характерно, что если посмотреть глубже и попытаться понять смысл постановки этого вопроса, то окажется, что вопрос о беженцах, как мне представляется, волнует Пакистан не сам по себе: он ставится для того, чтобы уже сейчас выдвинуть требования о создании такого правительства в Кабуле, которому, как говорят пакистанцы, все бы доверяли. А на самом деле Пакистан хотел бы, чтобы соглашение подписывалось не с законным правительством Афганистана, правительством, которое возглавляет президент Наджибулла, то есть правительством страны, которую оно представляет в ООН, в Движении неприсоединения, других международных организациях, а с неким другим, временным правительством.

Именно эта позиция Пакистана, если называть вещи своими именами, и служит главным препятствием.

Первый заместитель министра иностранных дел СССР Ю. М. Воронцов посетил Пакистан, изложил позицию Советского Союза, и, в частности, им было сказано, что на пакистанской стороне лежит сейчас ответственность за исход этого раунда переговоров.

"АиФ". Вы изложили позицию Пакистана. А каковы позиции других стран, имеющих отношение к этому региональному конфликту? Очевидно, их интересы и подходы не совпадают?

ПЕТРОВСКИЙ. Совершенно верно. Позиции сторон в этом вопросе, конечно, разные. Возьмем Иран, страну, имеющую 800-километровую границу с Афганистаном. От подхода Ирана тоже зависит, как пойдет процесс политического урегулирования. Несколько дней тому назад мне довелось быть в Тегеране, я имел поручение передать президенту Хаменеи послание М. С. Горбачева по афганскому вопросу.

Должен сказать, что наше послание в целом воспринято руководством Ирана с большим интересом. Нам сказали, что. хотя Иран в женевских переговорах и не участвует, но он за то, чтобы дело урегулирования продвигалось вперед. Как подчеркивали иранцы, создание препятствий на этом пути не отвечало бы интересам стран региона.

Разумеется, не все в позиции Ирана, с нашей точки зрения, выглядит однозначно, но, тем не менее, по принципиальному вопросу иранцы сделали совершенно определенное заявление, что они заинтересованы в политическом урегулировании вокруг Афганистана.

Что касается позиции США, то, с одной стороны, есть известная перекличка с позицией Пакистана, но есть и свои особенности, которые вскрылись во время советско- американских переговоров. Прежде всего, это больший акцент на вопросах, касающихся вывода советских войск из Афганистана.

У нас состоялся обстоятельный обмен мнениями: мы разъяснили свою позицию и по срокам, подчеркнув, чем продиктован выбор даты - 15 мая, отметили мы и то, что наши предложения предусматривают два этапа, причем, речь идет о том, чтобы на первом этапе вывести сравнительно более крупную часть советского контингента. Мы считаем, что наша позиция снимает те вопросы, которые ставятся американской стороной, если она действительно ставит их, руководствуясь желанием понять нашу позицию, а не какими- то другими моги вами.

"АиФ". В случае подписания четырех женевских соглашений, какими будут гарантии соблюдения условий этих соглашений и что может быть предпринято для предотвращения возможного кровопролития?

ПЕТРОВСКИЙ. Среди документов, которые предстоит подписать в Женеве, есть и соглашение о гарантиях невмешательства во внутренние дела Афганистана. Этот документ предусматривает, что гарантами невмешательства становятся Советский Союз и Соединенные Штаты. Причем в документе содержится обязательство: воздерживаться от вмешательства в любой форме во внутренние дела Афганистана и Пакистана и уважать обязательства, записанные в афгано-пакистанском соглашении о невмешательстве.

Должен сказать, что, хотя эти обязательства двух крупнейших держав сами по себе имеют большую морально- политическую силу, помимо этого предусматривается и механизм контроля за выполнением соглашений. Предусматривается, в частности, создание инспекционных групп из состава сил ООН, которые будут действовать под непосредственным руководством заместителя Генерального секретаря ООН.

Имеется в виду, что группы будут проводить инспекции на местах для расследования предполагаемых нарушений и составлять доклады, которые будут передаваться правительствам Пакистана и Афганистана. Инспекции могут проводиться как по требованию сторон, так и по инициативе заместителя Генерального секретаря ООН.

"АиФ". А какую роль в урегулировании ситуации вокруг Афганистана сыграл МИД СССР?

ПЕТРОВСКИЙ. В распоряжении нашего министерства имеются, прежде всего, дипломатические средства и основной механизм их применения - переговоры. Хотя СССР и не участвует в женевских переговорах, мы поддерживаем тесные контакты с нашими коллегами из Республики Афганистан. Кроме того, как я уже говорил, мы вели переговоры с Пакистаном, Ираном, специальные представители МИД СССР были направлены в важнейшие мусульманские страны мира для обсуждения проблем урегулирования.

"АиФ". Афганская проблема, кроме ее международных аспектов, имеет и важное для нас внутреннее измерение. Судьба этого урегулирования глубоко волнует советских людей, и наших читателей в частности. Что бы вы хотели им сказать?

ПЕТРОВСКИЙ. Наступил, я в этом убежден, решающий этап. Со своей стороны Советский Союз сделал все возможное для достижения результата уже в ближайшее время. Главное теперь не упустить этот исторический шанс и добиться политического урегулирования в Афганистане, а затем задуматься и над тем, какой региональный конфликт будет преодолен следующим. Но для этого нужны ответственность, политическая воля и решимость государств и народов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно