Примерное время чтения: 3 минуты
158

ШАХМАТЫ: ВОЙНА И МИР? Ходы папы Камского

Ушли времена, когда преимущество одного шахматиста над другим в матче за звание чемпиона мира решалось только за доской. Сегодня, когда разыгрываются большие деньги, используются не только шахматные ходы. Причем именно они привлекают внимание, а порой и влияют на игры больше, чем спортивный ход матча.

НЕ СТАЛ исключением и проходящий в эти дни в столице Калмыкии г. Элисте матч за шахматную корону ФИДЕ между чемпионом А. Карповым и претендентом на это звание Г. Камским. Постоянные претензии, которые того и гляди приведут к прекращению матча, предъявляет руководитель американской шахматной делегации, отец Гаты - Рустам.

Накануне открытия матча спор возник из-за регламента. Согласно предварительной договоренности, что подтверждено подписями обеих сторон, матч должен играться с откладыванием. Если партия не заканчивалась в один день (2 часа на 40 ходов плюс по часу на следующие 15 ходов), то она доигрывалась на следующий день. Теперь же Камский предлагал играть без доигрывания в течение одного дня. Потом американская сторона настояла на изменении расположения телекамер.

Президент Калмыкии и ФИДЕ К. Илюмжинов, так много сделавший для организации этого матча, признался на пресс- конференции, что он поставил игрокам ультиматум: "Или вы будете играть, или я отдам причитающиеся вам деньги за матч - 1,5 млн. долларов (62,5% - победителю, 37,5% - проигравшему) на развитие шахмат в Африке, Азии и России". Это подействовало. Матч начался, и казалось, что теперь нет повода для претензий. Карпов был всем доволен, да и у Камского не было замечаний. Но, видно, Камские рассчитывали на другой сценарий начала поединка. Счет в матче быстро рос не в их пользу.

Тогда Р. Камский заподозрил, что используемая в матче электронная система петербургской фирмы "Шахком" (демонстрация позиций партии на экране в зрительном зале и мониторах, распечатка пресс-бюллетеней с хронометражом и кратким комментарием хода матча гроссмейстером Е. Васюковым и международным мастером В. Гагариным) оказывает помощь Карпову. Р. Камский заявил: "Не исключена возможность передачи информации из компьютерного центра Карпову", - и потребовал перенести пульт управления системой демонстрации подальше от сцены. А Васюкову и Гагарину запретил приводить подробные комментарии для журналистов и зрителей, пригрозив даже, что разобьет личный компьютер Гагарина. Апелляционный комитет, рассмотревший официальный протест Камского, не нашел ни одного доказательства передачи информации. Однако ради создания спокойной обстановки и предотвращения ненужного напряжения между двумя командами запретил использовать игровые компьютерные программы для анализа в компьютерном центре во время игры.

Затем, когда счет в матче стал 6,5 : 2,5 в пользу Карпова, Рустам высказал желание, чтобы матч игрался не 20 партий, как договорились (при счете 10,5 в пользу одного из соперников матч прекращается, а в случае 10 : 10 играется до первой победы), а 24. Что еще придумает папа Камский, трудно предугадать. Однако для многих ясно, что матч окончится досрочно.

Между тем то, как можно решать спорные вопросы, продемонстрировали накануне начала матча два шахматных президента: ФИДЕ и России - Илюмжинов и Макаров. Их противостояние не было продолжительным, но держало в напряжении шахматные круги России и мира. Оба они были втянуты в противостояние между великими шахматистами мира - Каспаровым и Карповым и оказались по разные стороны.

Кирсан Николаевич и Андрей Михайлович договорились решать любые вопросы за столом переговоров. И под аплодисменты журналистов президенты обнялись.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно