Правительство-2 В. Черномырдина должно, по словам Ельцина, состоять из профессионалов - инициативных и компетентных, свежих людей. Скорее всего так и будет, если не считать слухов о том, что несправившийся бывший первый вице-премьер Олег Сосковец намечается на пост главы комитета по драгметаллам и драгоценным камням...
НО дело не в обусловленном Конституцией обновлении кабинета министров. Фактически масштабной реструктуризации подвергается вся властная пирамида.
Реорганизуется администрация, оставшаяся аморфной как при Сергее Филатове, так и при Николае Егорове. Деятельностью Старой площади, где базируется администрация, президент был недоволен. Это подтвердил и первый помощник президента Виктор Илюшин: "Многоцентрие, ныне существующее, должно быть устранено. Администрация должна работать на президента". Теперь пост главы администрации, который занял Анатолий Чубайс, будет совмещен с должностью первого помощника.
В новой политической ситуации чрезвычайно возрастает роль этой новой объединенной структуры во главе с А. Чубайсом. Она станет практически обеспечивать Б. Ельцину роль арбитра между формируемыми под ним новыми центрами власти.
Какими же видятся эти центры?
Согласно Конституции и после подписания указа о реформировании Совета безопасности (СБ), де-факто Борис Ельцин готов делегировать часть своих полномочий в два таких центра власти. Во-первых, - главе правительства, занятому решением экономических проблем, и, во-вторых, - секретарю Совета безопасности, курирующему силовые ведомства.
Под сенью верховного правителя две внешне непересекающиеся вертикали - Черномырдина и Лебедя, экономическая и силовая - будут активно влиять друг на друга, уравновешивать крайности. Но, как в неевклидовой геометрии, эти параллели должны пересекаться. У премьера есть все конституционные полномочия напрямую руководить силовыми министрами, от которых он несколько отдален ныне сложившейся практикой. У секретаря СБ, практически курирующего как будто бы только оборону и борьбу с преступностью, будет возможность под предлогом широкой трактовки проблем обеспечения национальной безопасности вмешиваться и решение экономических вопросов.
Так, конкурируя, лидеры-соправители - Черномырдин и Лебедь - будут бороться за высшее право стать к 2000 году наследником и преемником. Если первым вице-премьером станет Виктор Илюшин, которому пора стать "статусным политиком", вес правительства и шансы Виктора Черномырдина будут выше, чем у Александра Лебедя. Но и А. Лебедь не дремлет. Явно намекая на себя, он говорит о необходимости послать на Северный Кавказ представителя федеральной власти с полномочиями не ниже вице- президентских. Генералу нужно очевидное поле деятельности и лавры - по обстоятельствам - или умиротворителя, или миротворца.
Но пока для обеспечения роли верховного арбитра - всевидящего и всезнающего - Борису Ельцину необходимо создать новую влиятельную структуру во главе с Анатолием Чубайсом. При этом глава государства использовал самый сильный аргумент, который не мог отбросить А. Чубайс: "Вы и Гайдар хотели отставки Н. Егорова? Она состоится, если вы и займете его пост".
Президент уже решил использовать немалый потенциал своего предвыборного штаба. На его основе создается группа стратегического планирования. Ходит и другое название - Общественный совет стратегического развития России.
В рамках этой группы, или Совета, видимо, может быть использован потенциал Сергея Шахрая, Георгия Сатарова, Вячеслава Никонова и других фигур. В ранге то ли членов Совета, то ли помощников главы государства они могут замкнуть на себя программно-аналитические и контрольные подразделения нынешней администрации. Возможно - и некоторые структуры подобного профиля, ныне подчиненные Службе безопасности президента.
Уже ясно, что такой "мозговой центр", штаб, наследующий Госсовету времен Г. Бурбулиса, будет заниматься не только аналитикой.
Не вмешиваясь в каждодневную текущую работу Совета безопасности или правительства, такая система должна обеспечивать президента Бориса Ельцина сводной информацией. А та, в свою очередь, позволит ему корректировать деятельность и "власти Лебедя", и "власти Черномырдина".
Тем самым станет возможным своевременно решать региональные проблемы, не допуская глобальных кризисов, столь часто потрясавших страну. Изменится в лучшую сторону и имидж верховной власти, которая последние два года или вязла в текучке повседневности, или вдруг исчезала во мраке кремлевских покоев, а потом бросалась наверстывать упущенное...
Нынешняя - обновленная - формула власти начинает выглядеть так: Ельцин царствует, Черномырдин правит, Лебедь командует, Чубайс и Илюшин управляют.
P. S. Мнение политиков по поводу нового назначения А. Чубайса читайте на с. 5.