Примерное время чтения: 8 минут
300

ГЕНЕРАЛ КГБ ЖДЕТ МЕДАЛЬ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА США. Классик разведки

"Этот человек причинял нам серьезные неприятности всюду, где бы он ни работал. Его считают, вероятно, одним из лучших оперативников, которые когда-либо работали в КГБ" - так писал о Борисе СОЛОМА ТИНЕ американский журнал "Вашингтон пост мэгэзин" со ссылкой на мнение руководителей американских спецслужб.

В ОКТЯБРЕ 1967 г. в советское посольство в Вашингтоне постучался главстаршина американских ВМС Джон Уокер и попросил о встрече. После двухчасовой встречи резидент КГБ Соломатин убедился, что Уокер действительно хочет работать на советскую разведку. И не ошибся. В течение 17 лет он поставлял Москве ценнейшую информацию.

- Уокер стал для вас вроде как "манной небесной", он сам пришел в посольство и предложил свои услуги. Разве с ним у вас был какой-либо риск?

- Риск для резидентуры был огромный, ибо на одного "честного добровольца" приходились десятки, а то и сотни проходимцев и провокаторов, засылавшихся контрразведкой. Нужно было быстро II безошибочно разобраться в них, иначе неизбежны скандалы с высылкой разведчиков. В сложных и перспективных случаях я брал ответственность на себя и беседовал с ними сам. Так появился Уокер.

- Но Уокер был всего лишь главстаршиной ВМС США, даже не офицером, а американцы называют его "агентом века".

- Дело не в звании или высокой должности. Будучи в ходе своей карьеры руководителем шифроорганов и хранителем шифроматериалов, в том числе в командовании подводными силами ВМС в Атлантике в Норфолке, он имел допуск к тем документам особой важности, которые были вне компетенции адмиралов и представляли для нас наибольший интерес, - все, что связано с шифрами, шифромашинами, наиболее секретными системами связи всех уровней.

Как считают американцы, разразись тогда вооруженный конфликт между СССР и США, наши шансы на успех в нем были бы предпочтительнее.

Важно и то, что, уйдя с флота, он создал агентурную сеть, которая также активно работала на нас.

- А на какую приманку "ловились" больше иностранцы: идеологическую или материальную?

- До 1956 г. особенно широко, когда был развенчан культ Сталина, помогали нам наши идеологические сторонники, позже большинство вербовок осуществлялось на материальной основе. Работа в качестве агента иностранной державы хотя и крайне опасный, но достаточно быстрый способ заработать деньги.

Если будет идти именно такой материал, который тебя интересует, агент будет получать за него, скажем, по 4 тыс. долларов в месяц. Именно столько и получал Уокер. Но деньги его и сгубили. Он, например, позволил себе купить небольшой самолет, участок земли в Калифорнии, плавучий домик, яхту и т. д. И это флотский старшина с окладом в 800 долларов в месяц!

Как показывает опыт, со временем чувство бдительности у агента, к сожалению, притупляется. Проработав несколько лет, человек решает, что он неуязвим, расслабляется, теряет контроль над собой - вот здесь и начинается дорога к провалу.

- Уокер был самым крупным агентом, которого вы завербовали?

- Да, такой успех если и бывает, то однажды в течение нескольких десятилетий на всю разведку. Ю. Андропов, понимая, какой ущерб Уокер нанес американцам, был готов к самой резкой их реакции в случае его провала. Однако это случилось уже после его смерти. Президент Рейган действительно среагировал резко: после провала Уокера по его указанию в 1985 г. были высланы 25 советских дипломатов.

- Задача разведки - добывать секретную информацию. Но ведь важно и то, как воспринимается эта информация государственными структурами.

- Как правило, наша разведывательная информация оценивалась высоко. Однако бывали случаи, которые нас огорчали. Приведу пример.

К концу 1974-го - началу 1975 г. стало ясно, что разрядка во взаимоотношениях с США по целому ряду причин идет к концу. В начале 1975 г. я послал телеграмму, в которой доложил, что следует готовиться к новому, менее приятному этапу советско-американских отношений, попытался показать причины происходившего и дал предложения, что следовало бы сделать в сложившейся ситуации. Как я потом выяснил, Ю. Андропов согласился с моим анализом, и записка на основании телеграммы была направлена лично Л. Брежневу. Записка вернулась с резолюцией: "Кто позволил пересматривать генеральную линию партии во внешней политике?" Вскоре после того, как записка с высочайшей резолюцией вернулась в ПГУ, вернулся из Нью-Йорка и я. На разных высоких уровнях со мной беседовали и убеждали, как нам нужна разрядка. Я отвечал, что я фронтовик и хорошо знаю, что такое война, но как резидент я обязан докладывать свое мнение об обстановке, какой бы неприятной для вождей она ни была. За мной - информация, за ними - политические решения.

А дело было в том, что маразм Брежнева к тому времени крепчал, и он не мог или не хотел понять, почему дела, в том числе во внешнеполитической области, шли не так, как ему хотелось. Камарилья вокруг него (прежде всего замы Ю. Андропова Цвигун и Цинев) всячески оберегала его от неприятных вопросов, которые могли бы вызвать у него стресс.

- Говорят, что 70 - 80% необходимой информации ЦРУ черпает из открытых материалов. А мы?

- К сожалению, у нас далеко не всегда уделяют этому достаточное внимание.

Будучи в Индии, в конце 50-х годов, я провел, сидя в кабинете, аналитическую работу, которая привела к выводу, что американцы даже без помощи противников по "холодной войне" очень крупно провалились. Главная причина - идиотизм американской бюрократии. А произошло вот что: дипломатическое ведомство США (госдепартамент), не питая, мягко говоря, особой любви к ЦРУ, составляя открытые справочники своих дипломатических учреждений по всему миру, снабдило упомянутых в них разведчиков особым клеймом, показав их как людей, прикомандированных к госдепартаменту.

Обычно определить в составе посольства 2 - 3 разведчиков (как правило, предположительно) - уже большой успех. А тут многие сотни имен реально действовавших сотрудников ЦРУ оказались нам известны с привязкой к местам их пребывания, должностям, рангам.

- В последние годы в прессе в моду вошло выражение "агент влияния". Коммунистическая печать называла такими агентами Запада Александра Яковлева и Михаила Горбачева. Проскальзывала информация, что советскими агентами влияния были в свое время Индира Ганди, Гамаль Абдель Насер, Ясир Арафат...

- Такой служебный термин действительно существует. Значит, и люди такие тоже есть. Как правило, они действительно могут влиять или даже самостоятельно принимать важные политические решения, выгодные для тех, кто имеет с ними дело. Но далеко не всегда, а может быть, практически никогда речь не идет о классической вербовке: ты мне - то-то, а я тебе - деньги. Часто агент влияния может появиться на почве идеологической близости или совпадения интересов в какой- то определенный период и в какой-то ситуации. В завербованных крупных агентов влияния, имея в виду полную зависимость от нас, я не верю.

Вы назвали Индиру Ганди. Я сам много общался с ней. Ну и что? У нас совпадали государственные интересы, поэтому назвать ее "агентом влияния" мог разве тот, кто хотел выхлопотать себе орден. А на самом деле то, что она делала, нам было выгодно; то, что мы делали, ей было выгодно.

- Борис Александрович, теперь вы на пенсии. Как вам живется?

- Сотрудники спецслужб Запада по выходе в отставку получают 90% денежного содержания на момент ухода, я и подобные мне - не больше 40%. Тут вспоминается одна остроумная телевизионная реклама, где царь поучал охранника: если хотите, чтобы лебеди не улетали, кормите их почаще.

А еще сижу и терпеливо жду какой-нибудь медали и от американских властей за вклад в дело предотвращения войны между СССР и США. Ведь, по мнению американцев, их агент в СССР Пеньковский путем передачи им важной военно- стратегической информации спас мир от ядерной войны. Следуя этой логике, почему же нельзя считать, что завербованные мною агенты из американцев, поставлявшие более важную информацию, чем Пеньковский, являются не в меньшей мере миротворцами? Ведь с их помощью советские руководители знали больше и точнее о намерениях и действительном положении дел у американцев, что, возможно, также явилось одним из факторов, предотвращавших войну. Так что ждем-с.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно