Примерное время чтения: 5 минут
91

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТЕЛЕГЕРОЙ, ПО СУЩЕСТВУ, НИЧЕМ ОТ ЗЛОДЕЯ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ. Не бойся, Маша, я Шварценеггер

Советская пресса была явно неравнодушна к западному телевидению. Боевики, эротика, ужасы - вот, думали, где она, истинная свобода-то! Ну что ж, взглянули. Пришла пора писать о вреде телевидения: все чаще родители обращаются к психиатрам с жалобами на детские страхи, причина которых - телевизор, мультфильмы и киногерои.

ПОСМОТРИТЕ хотя бы разок мультфильмы, которые показывают два общероссийских канала между пятью и семью часами вечера в воскресенье. Названия безобидные - "Американский хвост", "Аладдин", "Приключения Вуди и его друзей". Попробуйте подсчитать количество ударов, выстрелов, взрывов и просто столкновений, которые успевает увидеть ребенок на экране за полтора часа. Я недавно подсчитал: 78 ударов, 53 падения с высоты, 14 взрывов и 3 физические смерти. Слава Богу, с лексикой у них в последнее время стало получше - когда на экранах свирепствовали черепашки-ниндзя, роботы-трансформеры и вампиры, впору было затыкать уши.

Своими мыслями на эту тему делится психотерапевт, соучредитель Фонда социально-психического здоровья Ирина МЕДВЕДЕВА.

"ФОБИКИ" ИЩУТ "КРЫШУ"

СУЩЕСТВУЕТ мнение, что демонстрация насилия на экране отвращает от насилия в реальной жизни. Довод этот безосновательный: вам же не придет в голову на глазах у ребенка свернуть шею курице, приговаривая при этом: "Смотри, сынок, никогда так не делай, не убивай птичек". Чтобы вызвать неприятие зла, совсем не обязательно его показывать.

Дети не так четко различают искусство и реальность. Поэтому, видя, что зло на экране тотально, что опасность таится на каждом шагу, ребенок поневоле начинает думать, что насилие - это норма жизни и зло находится "в подавляющем большинстве" по отношению к добру. Чувствуя свою слабость, беззащитность, он стремится "пристроиться" к этому большинству, как говорится, получить "крышу". Недостаток физической силы многие мальчики компенсируют, подражая интонациям (порой достаточно идиотским) тех кино- и мультгероев, которые кажутся им воплощением силы. Таким наивным способом они защищают себя от реальных проявлений зла. К примеру, от агрессии своих одноклассников.

Кроме желания подражать, у детей возникают страхи. Они становятся источником неврозов: тиков, недержания мочи, заикания и просто навязчивого шмыгания носом (этих детей психиатры называют "фобиками" - от слова "фобия", то есть страх). Из-за страха притупляется чувствительность. Эмоциональное отупение - защитная реакция психики: если ребенок ежедневно видит "по ящику" расчлененные трупы, реки крови и прочие кошмары, стоит ли удивляться, что его уже не трогают более обыденные несчастья.

"Я НЕ ТРУС, НО Я БОЮСЬ!"

ТЕПЕРЬ - о некоторых особенностях менталитета. Мальчикам нашим внушают, что настоящий мужчина не должен выказывать свой страх. Поэтому простой российский паренек смотрит "ужастики" с невозмутимым видом, подавляя свой страх, порой запредельный. Правда, потом, ночью, он писается в кровать, чем удивляет родителей. Им невдомек, что сын просто стесняется признаться: я боюсь.

Злодей в западном боевике, как правило, - беспросветный злодей. Его можно только убить, уничтожить. По большому счету, это некое Абсолютное Зло, олицетворение дьявола. И хотя оно в конце концов проигрывает, стоит заметить, что в православной культуре вообще не принято вступать в контакт с дьяволом. Этот образ вытеснен у нас в "подвалы" психики, а регулярное извлечение его на поверхность сознания народа чревато ни много ни мало массовыми психозами.

Да и положительный западный герой ничем, кроме своей "вывески", от злодея не отличается. Так же убивает налево и направо. Их будто назначили на эти роли: одного - быть плохим, другого - хорошим. А значит, их легко можно поменять местами. Это ж проще простого: перевесил таблички, и все. Кстати, так и произошло с "Терминатором". В первом фильме Шварценеггер гонялся за героиней, чтобы ее убить, и был натуральным злодеем, во втором - он же стал ее защищать и таким образом предстал перед зрителем в качестве положительного героя.

ПРОТИВ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

СЕКСУАЛЬНАЯ революция у нас вроде как свершилась, порнокассеты доступны, эротику НТВ по выходным показывает - в общем, молодежь не испытывает недостатка в этом.

Если запретный плод перестает быть запретным, он перестает быть сладким. Физическая любовь теряет свою тайную притягательность в глазах подростка. Последствия: снижение либидо, импотенция, смена половой ориентации.

Эротические телеоткровения натыкаются на одну нашу национальную особенность - застенчивость, стыдливость. От тысячелетнего влияния православия никуда нам не деться, будь мы хоть трижды атеисты: целомудрие и застенчивость у русских девочек в крови. Дети ближе стоят к первоистокам, чем взрослые. Они интуитивно чувствуют, что прилично, а что нет, а потому передозировка эротики неизменно выходит боком - через неврозы. Такой своеобразный детский протест...

Подготовил Дмитрий ПИСАРЕНКО

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно