Примерное время чтения: 8 минут
207

Психическая диета для гиперактивных

Когда родители жалуются на неуправляемость своих детей, мне в большинстве случаев хочется им сказать: "Да вы просто не видели по-настоящему неуправляемых и потому не понимаете, как вам еще повезло!".

Конь-огонь

...Этот ребенок промчался по реабилитационному центру, как ураган. Казалось, он одновременно присутствует в трех-четырех местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, несся дальше. Особенно приглянулся ему черный факс, стоявший на столе у директора. Когда ребенок потянулся к факсу в десятый раз, директор не выдержал и прикрикнул. Малец кинулся на него с кулаками. У мамы в глазах навсегда застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: "Валерик, не надо! Валерик, поди сюда! Валерик..."

Между спокойным, покладистым ребенком и тем неукротимым ураганом, который являл собой Валерик, конечно же, существует масса градаций. Кроме того, многие дети под влиянием внешних обстоятельств зачастую впадают в неуравновешенное состояние. И тут очень важно точно различать мотивы поведения.

Гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. Он собой действительно не владеет. ИМ ВЛАДЕЮТ. Противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей.

Своевольные дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если распоясываются (напр., в магазине, когда им отказывают в какой-то покупке), то это значит, что они абсолютно уверены в своей безнаказанности: мама при чужих не посмеет их отшлепать. Получив решительный отпор, строптивцы быстро "входят в разум".

Гиперактивные дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какието опасные поступки (напр., хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть дороги), но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.

Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, такой ребенок действительно НЕ МОЖЕТ сдерживаться. Кричать на него все равно что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.

Что же делать?

Здесь чуть ли не самое главное - впустить в сознание мысль, что это не безобидные отклонения от нормы, ребенок - БОЛЕН. Принять это мешает именно тот факт, что ведет он себя шумно, буйно, АКТИВНО. А классический образ больного прямо противоположен: больной лежит в постели, он вял и ПАССИВЕН. И этот стереотип прочно застрял в нашем подсознании.

Когда же родитель наконец впустит в сознание горькую мысль, возникает другая трудность. Некоторые начинают больше всего жалеть себя. И возникает раздражение. Оно накапливается, накапливается и выплескивается на ребенка. В следующий момент родителю становится стыдно, он спешит загладить свою вину, делает ребенку поблажки. Потом опять чувствует себя бедным-несчастным, опять раздражается...

На этом этапе важнее всего научиться жалеть не себя, а ребенка. Не только потому, что он действительно достоин гораздо большей жалости (ведь болен-то все-таки он!), но и потому что у вас ПРОСТО НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА.

Допустим, и этот этап будет пройден. Однако вы еще не миновали все подводные рифы. У многих родителей, жалеющих нездорового ребенка, возникает соблазн ему потворствовать, дабы "не нервировать". Тем более, что и некоторые специалисты, к которым они обращаются, советуют "быть с ним очень осторожными". Спору нет, осторожность необходима. Вот только что под ней в данном случае понимать?

Гранитные берега для хаоса

Гиперактивный ребенок нуждается в психической диете не меньше, чем ребенок с больным желудком - в диете питательной. И соблюдать ее следует так же неуклонно.

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия - тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение.

Гиперактивным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушать (так же как аллергик поначалу жаждет полакомиться шоколадкой или апельсином), но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается, прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения.

Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово "нельзя", но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагубных последствиях своих проступков. Классический пример: малыш грудного возраста упорно тянется к чайнику. Можно трепать себе нервы, сто раз повторяя "нельзя" и рискуя тем, что для него это превратится в забавную игру. А можно дать ему потрогать горячий чайник. Не раскаленный, но горячий. Тогда малыш не обожжет руку до волдырей, но почувствует боль. Большинство детей усваивает этот урок с первого раза. Гиперактивному ребенку одного раза скорее всего будет недостаточно, однако это не значит, что "до него ничего не доходит". Доходит. Правда, не так быстро, как до других. Должны же они хоть что-то делать медленней остальных!

Чрезвычайно важно научиться ловить тот момент, когда он начинает перевозбуждаться, но еще не перевозбудился окончательно. Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени, и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее, расслабляющее. Например:

- Погоди-погоди-погоди... Ну-ка подожди, я тебе что-то расскажу... Сейчас... сейчас мы с тобой... знаешь, что мы с тобой сейчас сделаем? Мы сейчас с тобой пойдем на кухню, достанем... что мы достанем? Нет, не кастрюлю... и не сковородку, и даже не тарелку... Мы с тобой (говоря это вы уже перемещаетесь в сторону кухни) достанем... такую вкусную, такую красивую морковку (яблоко, конфету и т.п.).

Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.

Как лечить?

Вообще таким детям надо усиленно "развивать голову". Не в смысле обучения счету, чтению и письму. Я имею в виду развитие привычки осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей.

Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения.

В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: "Плохой вариант - хороший вариант". Скажем, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом - положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

Частая ошибка родителей и педагогов, заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. Т.е., возлагают на него триединую задачу, с которой не всякий взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у ребенка в дефиците.

Гораздо полезней тренировать каждое качество по отдельности. Игр, помогающих развивать внимание, тренировать усидчивость и выдержку, достаточно много.

Когда вы добьетесь улучшения в играх нагрузкой на одну функцию, переходите к комбинированным. Например, попробуйте поиграть в жмурки, не завязывая ребенку глаза, а предложив их просто закрыть. Скажите: "Это будет игра на честность". Чтобы оправдать высокое звание честного человека, ребенок хотя бы недолго будет контролировать себя, подавляя желание подглядеть за играющими. Похвалите его за это, ведь для него даже небольшое усилие подобного рода - подвиг.

Ну, и конечно, гиперактивному (как и просто активному) ребенку надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте таких детей к разным видам спорта, учите их танцевать, пусть играют в подвижные игры на свежем воздухе и т.п. Но занятия в спортивных секциях, где жесткая дисциплина и тренеры ориентированы на выковку чемпионов, будут для них чрезмерной нагрузкой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно