Отставка генерала Александра Лебедя и назначение на пост секретаря Совета безопасности Ивана Рыбкина вызвали большой резонанс как в Москве, так и в Грозном. На вопросы нашего корреспондента Владимира ЕРМАКОВА отвечает Чрезвычайный и Полномочный представитель Чеченской республики в РФ Шарип ЮСУПОВ.
- Шарип Тахаевич, вы участвовали в московских переговорах Виктора Черномырдина и Зелимхана Яндарбиева, результатом которых стал подписанный договор и образование Объединенной комиссии. Как отнеслась чеченская сторона к замене одной из ключевых фигур этой комиссии?
- Менять состав своих представителей - исключительное право той или иной стороны. Хотя, конечно, исключение из мирного переговорного процесса человека, которому поверили в Чеченской республике и который смог остановить войну, может вызывать только чувство сожаления.
- Как восприняли в Грозном назначение на пост постоянного представителя именно Ивана Рыбкина?
- Иван Петрович не запачкан кровью этой кошмарной войны, не принимал участия в закулисных интригах тех политических групп, с подачи которых были поставлены под сомнения хасавюртовские и московские соглашения. Многие члены Совета Федерации, принимая решение, даже не видели в глаза ни того, ни другого документа. Свидетельствую, что я лично приносил им копии для ознакомления.
- Но В. Черномырдин при назначении И. Рыбкина на высокий пост заявил, что Россия неделима и жители Чеченской республики - россияне.
- На это устное заявление, переданное по телевидению, последовал устный же ответ в телеинтервью президента Зелимхана Яндарбиева: Чеченская республика в данный момент находится не в России, а в состоянии войны с Россией, выйти из которой появился реальный шанс. Воспользоваться им призвана Объединенная комиссия, в компетенцию которой не входит решение политических проблем. Круг ее задач ограничен социальными и хозяйственными вопросами.
- А в это время в республике полным ходом создаются вооруженные формирования. Зачем?
- Для охраны завоеванного мира, внутреннего порядка и национальных устоев. Существуют же казачьи формирования и воинские бригады в Северной Осетии.
- Но в составе ВС России. Как будут взаимодействовать чеченские войска с остающейся российской бригадой?
- Мы согласились, чтобы российские части остались лишь на время переходного периода. Их негде размещать в России, да и срочнослужащие, прошедшие войну, так лучше адаптируются к мирной жизни. А в дальнейшем из Чеченской республики должны будут уйти все воинские подразделения ВС России. До последнего солдата.
- Но ведь это четкий путь к отделению от России.
- В настоящий момент это реальный путь к сохранению мира. Как бы ни менялся состав Объединенной комиссии, цели ее остаются прежними - дать чеченскому и русскому народу передышку, остановиться, одуматься и лишь после этого принимать спокойные, взвешенные и взаимовыгодные решения.