Скоро может быть расформирована пилотажная группа "Русь" - одна из лучших в мире. Это "натовский" заговор? Или армейская расхлябанность?
В. ТРОЯНОВ, сваливший на Литву наш Су-27, сделал это по неопытности: в этом году военный летчик налетал всего 14 часов тренировочных полетов.
У НАШИХ воздушных границ дежурят асы НАТО с налетом в 2-3 тысячи часов. Рядом с ними русские военные - "желторотики".
Зато у нас есть отличная летная школа в Вязьме, которая могла бы готовить пилотов не хуже натовских. Могла бы, но загибается под равнодушным взглядом государства. Летчики пилотажной группы "Русь" "гибнут" на земле. Они демонстрируют свое мастерство в России и за рубежом, летая на "крыльях социализма" - на чешских учебно-тренировочных самолетах Л-39. На сегодня к полетам пригодны только два; у остальных ресурс двигателей выработан. Стоимость их капитального ремонта - 100 млн. руб. (3 млн. долл.). Это один особняк на Рублевке. Своих средств у летчиков Вяземского учебного авиацентра, на базе которого существует "Русь", нет. Дело в том, что за 15 лет "Русь" не получила из "государевой" казны ни копейки, в том числе и на подготовку молодых летчиков ВВС РФ. Деньги на поддержание "штанов" - демонстрационные полеты - летчики пилотажной группы "Русь" зарабатывают сами.
Капитальный ремонт двигателей продлит жизнь Л-39 еще на 10 лет. А это значит, что до ума можно довести как минимум 300 пилотов.
Опыт "Руси" - колоссальный. За 45 лет существования Вяземский авиацентр РОСТО (бывший ДОСААФ), единственный сохранившийся из 27 "разгромленных" перестройкой, подготовил 5000 пилотов военной и гражданской авиации.
Пьяный летчик - это класс!
КОМАНДА мастеров "Русь" создавалась 8 лет, и стоило это тогда 20 млн. долл. Мало кто еще выполняет синхронный пилотаж на 9 самолетах при скорости 800 км/ч, когда минимальное расстояние в воздухе между крыльями 1,5-3 метра, а шаг маневра - 50 сантиметров. Летчики рассказывают, что в момент пилотажа кровь в организме не знает, куда ей "шарахаться": от головы к ногам или наоборот. Перегрузка вдавливает пилота в кресло с силой 800-900 кг.
В заключение показательной программы "русичи" в воздухе шутят, демонстрируя посадку "пьяного летчика": самолет идет на высоте 8-15 метров, клюет носом, хвостом, одновременно виляет корпусом то влево, то вправо. Зрелище не для слабонервных.
В "бой" идут одни старики!
НАЧАЛЬНИК авиацентра, летчик-инструктор первого класса, мастер спорта, полковник запаса Казимир ТИХОНОВИЧ (55 лет):
- После развала Союза мы остались без работы, но нас выручили курсанты Белорусской военной академии. Восемь лет мы готовили для соседей молодежь, переучивая их с поршневой авиации на реактивную. За обучение нам платили 500 тыс. долл. в год (1 час тренировочного полета - 24 тыс. руб.).
Худо-бедно, но выжили, не взяв у государства ни копейки. И сейчас ничего не просим у правительства. Только дать нам заработать самим - как в интересах Минобороны РФ, так и в интересах национальной безопасности России.
За два последних года мы возобновили подготовку молодых летчиков Военно-воздушных сил России. Чтобы пересесть на боевой самолет, необходим налет в 200-250 часов. При этом полет на боевых самолетах (Су-27, МиГ-29 и т. д.) стоит 12-15 тыс. долл. На нашей "парте" - Л-39 - можно освоить почти все виды боевого пилотажа за 800 долл. Чувствуете разницу?
Сейчас к нам на переподготовку из ВВС РФ приходят капитаны вообще без всякой классности. Ясно, что их нельзя допускать к боевым машинам. Вроде летчик есть, а боевой единицы нет.
Солист пилотажной группы "Русь", летчик-инструктор, мастер спорта Валерий СОБОЛЕВ (43 года):
- Я в авиации 20 лет, из них 14 только в команде "Русь", и уже летающий пенсионер. А пенсия - курам на смех - 2400 рублей. В пилотажной группе "Патруль де Франс" летчик работает 5-6 лет. Как считают специалисты, за 3-4 года у пилотажников происходит психологический износ. А мы летаем до тех пор, пока "песок не посыпется". И замены у нас нет. Кто к нам пойдет? Ну за очень смешные деньги? (Около 300 долл.)
Сегодня загоняют в гроб нас, завтра - "Стрижей" и "Русских витязей". Мы покупаем "секонд-хенд" - "Боинги". Не удивляйтесь, если за штурвалом российского пассажирского самолета вы увидите иностранного наемника. Они будут летать в российском небе, а русские летчики - падать на родную землю. Пилот разбившегося в Литве Су-27 - молодец! Сумел отвести самолет от города. А если бы не смог?! Это не его вина, что он угробил самолет. Это вина военных командиров, отдавших приказ. Но у них нет других летчиков!
Кто сегодня нас "возит" в гражданской авиации? Кому мы доверяем свою жизнь в полете?
- На гражданских самолетах в левом кресле сидит командир - мудрый, опытный летчик, с большим налетом, но в возрасте, - продолжает Казимир Тихонович. - В полете могут быть сбои со здоровьем: инсульт, инфаркт и, не дай бог, понос. Тогда управление берет на себя второй пилот. А если он "желторотик"?
Летчик с малым налетом - пострашнее террориста на борту! В последние 20 лет летчики гражданской авиации почти не проходят подготовку по поведению в экстремальной ситуации.
Так, я с опаской летаю пассажиром на гражданских самолетах. И когда самолет трясет или он делает непрофессиональный маневр, думаю - а не рвануть ли мне в кабину?