26 ноября в бельгийском городке Хасселт прошел третий конкурс детской песни "Евровидение-2005". Победили, вопреки прогнозам, простота и непосредственность.
НАДО отдать европейцам должное - они умеют, что называется, "равномерно намазывать масло". Поэтому конкурс бельгийские власти решили проводить не в Брюсселе или Антверпене - там с туристами и так все в порядке, а в маленьком Хасселте. Жизнь здесь замирает в семь вечера, городские автобусы бесплатные, а из достопримечательностей - лишь старинная церковь да местный джин (не волшебник, а алкогольный напиток), по крепости равный нашей водке. Тем не менее зал "Арена", рассчитанный на 8,5 тыс. посадочных мест, был до отказа забит зрителями и на генеральной репетиции, и на финальном концерте.
Умение "зажечь" зал важнее голоса
ЗА ЗВАНИЕ лучшего боролись исполнители из 16 европейских стран. Требования к участникам: песня собственного сочинения, минимум макияжа и голого тела (чтобы не провоцировать людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией), возраст - от 8 до 15 лет. Но столь широкие возрастные рамки пошли во вред. На фоне бельгийских девчушек в разноцветных юбочках 15-летняя англичанка Джони Фуллер, представившая, пожалуй, самую профессиональную композицию в стиле Селин Дион, смотрелась, словно старшеклассница на детсадовском утреннике (в итоге она оказалась на одном из последних мест). Шведский дуэт "М+" (две 15-летние Марии) явно равнялся на наших "татушек", датчанин Николя выдал рэп в стиле Уилла Смита. Собственно же детей, которые ни под кого из взрослых звезд не "косили", а просто пели милые песенки, оказалось человек пять-шесть.
Наиболее вероятными претендентами на победу называли 11-летнюю Алину Еремию из Румынии и 10-летнего испанца Антонио Хосе. Алина привезла целое шоу а-ля гуцульские "Дикие танцы" Русланы (победительницы прошлогоднего взрослого "Евровидения"), а испанец выбрал композицию в модном нынче стиле "этнопоп" (зажигательное фламенко в эстрадной обработке). У обоих - красивые, сильные голоса, с обоими работали высокопрофессиональные хореографы. Нашего Влада Крутских (10 лет) из Воронежа с песней "Дорога к солнцу" эксперты зачисляли в пятерку лидеров. Но большинство зрителей (а их по всей Европе было больше 20 млн.) отдали голоса 10-летней Ксении Ситник (на фото) из Белоруссии. Со смешными хвостиками на голове, в нелепой розовой пачке, Ксения просто весело скакала по сцене и пела про то, что вместе мы - ого-го-го какая сила.
"Так как нет четких критериев оценки, то зрители отдали голоса самой непосредственной, очаровательной и заводной девчонке, - говорит Юрий Николаев, отец-основатель "Утренней звезды", который в Бельгии выступал в роли комментатора от России. - Ксения взяла возрастом (в свои 10 лет она выглядит на 5) и задором. Здесь никого не волнует, насколько качественно ты поешь. Важнее оказалось умение "зажечь" зал. Белоруске это удалось, а наш Владик оказался слишком серьезен. Поэтому ему досталось 9-е место из 16 возможных".
Талантов в России меньше не стало
ВОЗМОЖНО, Владику просто не хватило времени все отшлифовать, "подогнать" песню под себя. О том, что он участвует в "Евровидении", Крутских узнал лишь за два месяца до конкурса. А для белорусов это уже третье "Евровидение", своих участников они готовили чуть ли не под патронатом государства. Проводили серьезные отборы, репетируя до седьмого пота. А у нас же на сегодня не осталось ни одного (!) всероссийского конкурса детского творчества. Есть, конечно, фестивали для детей в Санкт-Петербурге, Салехарде, Иванове. Но, для того чтобы достойно выступать на международных смотрах, этого явно мало.
"Раньше при Союзе композиторов существовала специальная секция, куда авторы приносили свои детские песни, - говорит Кира Чен, старейший работник телевидения, создатель программы "Веселые нотки". - Сейчас же для детей никто ничего специально не пишет, и юным исполнителям остается лишь подражать взрослым звездам. Поэтому порой и смешно, и грустно смотреть на то, как маленькая девочка поет о горячей любви и сопровождает это соответствующими телодвижениями. Мы разрушили все, что нам досталось от СССР, в том числе и систему кружков и студий детского творчества. Ни на одном центральном канале нет программы, которая давала бы возможность талантливым детям показать, как они умеют петь, танцевать. Но ведь, если подросток увидит, что парень из соседнего города вместо сигареты взял гитару и вышел на сцену, он задумается, а не попробовать ли самому? Может, проще вновь развивать кружки, чем потом бороться с детской преступностью?"
Детское "Евровидение" взял под свою опеку канал "Россия" - они собираются проводить конкурсы, серьезные отборы, вкладывать в это силы и средства. К тому же высокие рейтинги показали, что зрителю подобные концерты интересны. И возможно, что на следующий год победу праздновать будем уже мы. Ведь талантливых детей в России, к счастью, меньше не стало. Их просто нужно найти.