Мы часто говорим друг другу: "Ради бога, не грузи меня этим, не порть настроение". Россиян можно понять. Они устали от плохих новостей.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 15 лет на их голову свалилось столько невзгод и разочарований, что хочется не только выключить телевизор, но и сбежать куда глаза глядят. Только куда?
У дверей рая...
ВСПОМНИМ. Лет 10-15 назад было так плохо, что люди уезжали за кордон целыми семьями. Продавали квартиры и, зажмурившись, мчались к границе. "Союз нерушимый" рушился с таким треском, что многим казалось, что под обломками не уцелеет никто. Бежали евреи, русские, армяне, грузины, поволжские немцы. Все, кроме настоящих, выдавали себя за евреев, лишь бы получить визу в Израиль. Под Мюнхеном возник целый поселок татар, каким-то чудом ухитрившихся выдать себя за немцев. В Вене существовали огромные перевалочные лагеря. Ходил анекдот: "В Москве плохо, в Израиле плохо... Но пересадка в Вене..."
Многие уезжали от незнания. Из-за "железного занавеса" казалось, что стоит пересечь границу - и там, "за бугром", отворятся двери рая. А открывались двери "кибуцев" (полувоенных, полуколхозных поселений в Израиле), где надо было вкалывать больше, чем в России, а по ночам выходить на дежурство. Открывались двери публичных домов для наших девчат. Дипломированные врачи считали за везение, если им в Германии, Франции, Италии удавалось устроиться санитарами или сиделками. Уезжали писатели, которым казалось, что тамошние издатели ждут их "хождений по мукам" с пачками долларов в руке. Кто-то уезжал от обиды на советскую власть, от ненависти к коммунистам и КГБ. Бежали оттого, что казалось, что здесь разрухи, нищеты, бандитизма, политических "загогулин", обманных "пирамид" и олигархической "семибоярщины" хватит на целый век. Что смутному времени не будет конца.
Когда я вернусь...
РАЗОЧАРОВАНИЕ наступало быстро. Посыпавшиеся из-за рубежа письма родным и друзьям горестно извещали: прилично устроились единицы, большинство униженно сидят на пособиях. Одни разочаровывались в западной демократии, как философ А. Зиновьев. Другие - в индивидуализме европейцев, которым, если ты не знаменитость, до тебя нет дела. Любимец советской интеллигенции Александр Галич, поселившись в Париже, вскоре записал свою, пожалуй, самую надрывную песню - "Когда я вернусь...".
"Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи..." - пел он, пока не был по нелепой случайности убит током в своей крохотной парижской квартирке.
Спросите у Ю. Любимова, М. Козакова, А. Солженицына, В. Аксенова, Е. Евтушенко, почему одни из них вернулись совсем, а другие регулярно приезжают в Россию. Почему вернулись отличный джазист И. Бутман, певец М. Шуфутинский, прекрасный художник А. Слепышев, чьи картины есть и в Третьяковке, и в коллекции президента Миттерана? Почему сегодня в России им пишется, поётся и играется лучше, чем на "других берегах"? Почему таким потерянным выглядит наш бывший "солнечный клоун" Олег Попов, которого недавно показывали по телевидению? Кому нужны его русские шутки и русские слёзы в уютной, но чужой Германии...
Возвращенцы
В СССР было широко известно слово "невозвращенец". Это те, кто, попав за границу, не хотел ехать на родину. Сегодня всё чаще говорят о "возвращенцах". Их поток - пока ещё слабенький ручеёк. Но вот уже второй год социологи фиксируют стабильное пополнение. Возвращаются евреи, уставшие жить в прифронтовом государстве. Чеченцы, обнаружившие, что в Европе их всех подряд считают террористами. Возвращаются с европейской ярмарки невест "русские красавицы", понявшие, что обходительные французские и немецкие парни после свадьбы превращаются в жестоких скупых монстров.
Возвращаются повзрослевшие студенты, которых состоятельные родители отправляли на учёбу в США, Англию, Швейцарию с расчётом, что они осядут там и получат вид на жительство. Но вот расплодившиеся в России иностранные агентства "охотников за головами" уже забили тревогу. Число желающих продать русские мозги за границу падает. И, напротив, в Россию всё чаще тянутся менеджеры с Запада. "Оформился" в "Газпром" бывший германский канцлер Г. Шрёдер. Говорят, скоро российскую "трудовую книжку" получит бывший министр энергетики США. Похоже на шутку? Но...
Жить с верой...
К КОНЦУ 2005 года социологические опросы впервые за последние 15 лет обнаружили у населения "возрастание индекса оптимизма". Он превысил 50 пунктов из 100. Вот и западные информагентства, привыкшие гнать из Москвы негативную волну, свидетельствуют, что "из России просачивается всё больше хороших новостей". Даже с траурными маршами по поводу "гибели демократии" мы, похоже, поторопились. Демократия жива. Если не во власти, то в симпатиях населения. По последним опросам ВЦИОМ, демократам "в принципе" симпатизируют не меньше, чем "партии власти" и коммунистам, вместе взятым. Только кто они, демократы?
О смене настроений свидетельствует и почта "АиФ". Конечно, соловьи поют не за каждым окном. По-прежнему многочисленны упреки к власти со стороны старшего поколения. Но в письмах молодых всё чаще звучат нотки надежды.
"Если жить с верой, то человеческая душа может пройти через все испытания, - пишет нам московская студентка Екатерина Голосова. - Через проверку деньгами, должностью, богатством, бедностью, властью... Мне скоро 18 лет. Я учусь на филологическом факультете. Даст Бог, стану хорошим учителем русского языка и литературы. Буду учить красивому, доброму, вечному. Не согласна, что наше поколение "потерянное", что мы неспособны брать на себя ответственность. Многие мои друзья согласны со мной. Ведь мы живём будущим".
Эти странные русские