Лауреат Государственной премии СССР драматург М. Шатров - создатель цикла пьес о В. И. Ленине: "Шестое июля", "Большевики", "Синие кони на красной траве", "Так победим!", каждая из которых стала заметным вкладом в развитие Ленинианы и всего советского сценического искусства. Его пьесы ставились во многих странах, всюду вызывая горячие споры зрителей, дискуссии в печати. Сегодня мы публикуем беседу нашего корреспондента Л. Ершовой с драматургом М. ШАТРОВЫМ о роли политического театра и кино в современной идеологической борьбе.
КОРР. Вы, Михаил Филиппович, не раз бывали и в Западной Европе, и в Америке, общались с ведущими деятелями культуры и искусства, с широкой общественностью. Скажите, какова судьба современной политической пьесы сегодня?
ШАТРОВ. Прогрессивные политические пьесы и фильмы 70 - 80 годов стали в западном искусстве чрезвычайно значительным общественным явлением. Острокритические, правдивые произведения политического звучания стали создавать даже люди, не разделяющие коммунистических взглядов. Подчас это просто либеральные буржуазные художники, наделенные, однако, трезвым умом и мужеством называть вещи своими именами. Достаточно вспомнить хотя бы такого режиссера, как Стэнли Креймер.
Резкий поворот к политическим темам обусловлен современной международной обстановкой и глубоко закономерен. Даже в США, например, где развитие искусства почти полностью подчинено чистогану, по данным Национального фонда искусств, 30 лет назад насчитывалось всего несколько некоммерческих прогрессивных театральных групп, а сейчас их более 400.
Многие художники с четко определенными политическими позициями активно вмешиваются в общественную жизнь, справедливо считая искусство одним из фронтов классовой идеологической борьбы. "Театр - наиболее действенный способ пробуждения общественного сознания, - утверждает, например, Франц Крецт, известный западногерманский драматург, - а сцена - едва ли не единственное оставшееся у нас место, где мы можем поднимать волнующие нас вопросы и искать ответы на них".
На Западе много не только трезво мыслящих художников, но и критически оценивающих ситуацию зрителей. Недаром движение против нашумевшей голливудской ленты "Красный рассвет", рассказывающей о "советской ядерной угрозе", приняло такой широкий размах в ФРГ, что владельцы кинотеатров в Дюссельдорфе, Билефельде, Дортмунде и других городах вынуждены были прервать демонстрацию фильма и снять его с проката.
КОРР. Можно привести и другой пример активной зрительской позиции. Вспомним, как встретили вашу пьесу "Большевики" в Западной Германии. Пьеса заканчивается "Интернационалом", и на представлении многие зрители поднялись и подхватили международный пролетарский гимн.
ШАТРОВ. Да, так было. Правда, нашлись и другие, которые начали свистеть, топать ногами и ломать стулья, выражая свое возмущение и стараясь сорвать спектакль.
КОРР. И все-таки потребность зарубежного зрителя в произведениях, правдиво рассказывающих об истории нашей страны, об идеях Октября, очень велика и интерес к ним непреходящ и искренен. Например, кинофильм "Шестое июля", снятый по вашей пьесе, с большим успехом демонстрировался по французскому телевидению. По французским официальным данным, его посмотрели 18 млн. зрителей, хотя организаторы этого показа рассчитывали ограничить 4 - 5 млн. и сделали для этого все возможное: пустили одновременно по другим каналам премьеры новых развлекательных программ.
ШАТРОВ. Зато эти деятели нисколько не мешают появлению на сцене и экране Запада различных произведений, фальсифицирующих жизнь и деятельность В. И. Ленина, историю Октября.
Сегодня характерно то, что буржуазные идеологи обратились к сфере искусства. Это обращение преследует совершенно очевидную цепь - опорочить основы нашей идеологии. Некоторые западные деятели от искусства, причем среди них есть одаренные люди, пытаются создать своеобразную псевдолетопись нашей революции, своего рода "антилениниану", где под видом верности фактам и документальности проводятся антикоммунистические идеи. Особенно излюбленной темой является у них так называемая теория "самораспада" Российской империи. Тем самым они пытаются придать опыту Октября сугубо локальное значение, сводящее на нет роль Коммунистической партии нашей страны. В Англии, ФРГ, Франции, США, Италии в театре и кино, на телевидении показываются целые сериалы, порочащие социалистическую революцию и деятельность революционеров. Все эти фильмы и спектакли преследуют двоякую цель. С одной стороны, выработать у своих зрителей как бы иммунитет к идеям марксизма-ленинизма, с другой - внедрить через радио и другие каналы определенный круг идей и настроений в нашу среду. Мы стараемся противопоставить наши серьезные, острые ленты и спектакли, где величие вождя показано через решение им сложнейших проблем эпохи, над которыми бились лучшие умы человечества. Показать мощь и справедливость наших идей через острейшую борьбу коммунистов с умнейшими, серьезнейшими противниками, в том числе и внутри партии, а не с "картонными фигурами", как иногда утверждают западные художники. На мой взгляд, таких произведений искусства и у нас, и в других странах социализма меньше, чем хотелось бы. Наше искусство, учитывая образованность и информированность советского зрителя, должно рассказывать об истории страны, не боясь ни одного сложного вопроса. Это, по-моему, и будет эмоциональной передачей новым поколениям живого идейно-политического опыта нашей партии.
В обстановке, когда с нами ведут бой на главных направлениях, по глобальным проблемам нашего существования, вопросы о том, что и как писать, вопросы о домыслах перестают быть только художественными вопросами. А ведь многие буржуазные писатели хотят оставить их именно в разряде индивидуального художественного видения. Традиции, завещанные нашей драматургии Н. Погодиным, М. Роммом, А. Каплером, требуют активного политического вмешательства в жизнь.
Битвы полярных политических концепций - это и битвы страстей. Революционная действительность богаче и интереснее любой фантазии. Поэтому свои пьесы я считаю опытом документальной, публицистической драмы.
Работая, всегда вспоминаю слова Надежды Константиновны, обращенные к нашим отцам в 1924 г.: "...не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности". Эти мысли нашли свое, можно сказать, материальное воплощение в пьесе "Синие кони на красной траве", один из основных конфликтов которой - бескомпромиссная борьба с догматическими извращениями его учения, с проявлением бюрократизма и, по выражению В. И. Ленина, "коммунистического чванства", где актер, исполняющий роль Владимира Ильича, играет без привычного для нас грима. Для меня было важно, сознательно отказавшись от парика, позы, грима, выделить внутреннюю суть этого замечательного человека, все помыслы которого были направлены к нам, в будущее.