СРЕДИ множества ярких рекламных листков, пропагандирующих кришнаитскую секту, часто встречаются изображения смуглолицего старца; большая, бритая, угловатой формы голова, лицо в крупных морщинах, на лбу белой краской начертан сектантский знак, губы растянуты в надменной и презрительной улыбке. Это Бхактиведанта, индуистский монах, основатель в странах Запада так называемого движения Харе Кришна и сектантской организации - "Международного общества сознания Кришны" (МОСК).
Именно Бхактиведанта, хотя буржуазные идеологи предпочитают об этом умалчивать, приложил большие усилия к тому, чтобы лишить движение молодежного протеста в капиталистических странах его социально-политической активности, направив в русло мистицизма и сектантства, не представляющих опасности для господствующей идеологии и официальной политики империалистических кругов.
"СТАНЬ СЛЕПЫМ, ГЛУХИМ И НЕМЫМ!"
Небольшая по численности (сегодня в нее входит несколько тысяч человек) секта кришнаитов наиболее отчетливо воплотила в себе основные особенности современных нетрадиционных религий Запада.
Главную особенность религиозности, формируемой в кришнаитской секте, составляет фанатичная набожность сектантов, формирование которой достигается с помощью так называемой бхакти-йоги. Этот термин переводится как "связь с божеством" (йога) посредством "преданного служения" (бхакти) Бхакти-йога состоит в поклонении богу Кришне. Это выражается прежде всего в распевании мантры (магического санскритского выражения) "Харе Кришна", что служит якобы средством достижения высшего совершенства в жизни и духовного "экстаза". Секта превращает повторение мантры в тяжелейшее бремя. Кришнаиты распевают ее с 3 - 4 часов утра и до позднего вечера.
Жесткие, аскетические ограничения в питании, в продолжительности ночного сна и в отдыхе, многочасовые приплясывания и ритмичное декламирование мантры - все это оказывает глубокое воздействие на организм человека и ослабляет его сопротивление нравственно-психологическому давлению сектантской идеологии, затрудняет ее осмысление и критическое восприятие.
Секта проповедует, что отстраненность от мира является смыслом и целью существования человека, ставшего на путь спасения. Ведь для кришнаитов реальный, материальный мир - воплощение людских несчастий и страданий. Поэтому для окружающего его мира кришнаит должен стать слепым, глухим и немым, бесчувственным и закостенелым. Находясь в этом трансцендентном состоянии, человек, как утверждают идеологи секты, якобы никогда не страдает и никогда ничего не желает. Он может быть самым бедным человеком в мире, но никогда от этого не страдать. Он вообще не видит разницы между богатством и бедностью, образованностью и необразованностью, красотой и уродством и т. д. И вот это состояние полной отрешенности от мира идеологи кришнаизма называют счастьем!
"ЭТО ПРИНАДЛЕЖИТ КРИШНЕ"
"Оставь все!" - с этого неумолимого требования начинается тягостный путь новообращенного сектанта. Вся его личная собственность, будь то деньги, магнитофоны, радиоприемники, телевизоры, автомобили (секты предпочитают вербовать молодежь из состоятельных семей), превращается в "собственность Кришны", а точнее, присваивается сектантскими руководителями.
Источником материального существования секты и довольно быстрого и значительного роста ее доходов, кроме того, является неоплачиваемый труд сектантов в сфере производства и торговли.
Стержнем экономики МОСКа является производство и продажа благовоний, приносящие огромные прибыли.
Примечательно, что Бхактиведанта не поскупился на пропаганду религиозных мотивов экономической деятельности сектантов и утверждал, что их труд идет "на пользу Кришне" и представляет собой "спиритуальную активность". Так новые методы эксплуатации и духовного порабощения верующих в неоиндуистской секте прикрываются и оправдываются вполне традиционным религиозным лицемерием.
Личная свободе сектанта-кришнаита, по существу, упразднена. Нельзя самостоятельно выбирать себе занятия, а следует делать то, что требует президент монастыря в соответствии со строго установленным расписанием религиозной и трудовой деятельности в секте.
Президент монастыря самоуправно решает даже личные вопросы сектантов. Заключение брака, супружеские взаимоотношения, воспитание детей - все эти вопросы решаются волей сектантских руководителей.
Вопреки всем тяготам сектантской жизни кришнаитам предписывается постоянно быть довольными и счастливыми. Лицемерная маска веселого настроения, доброты и кротости - такая же обязательная деталь внешнего вида кришнаитов, как их желтые и оранжевые одеяния.
Прямую противоположность блеску и богатству, которые окружали необычайно возвысившегося Бхактиведанту, представляет внешний облик и одеяние рядовых сектантов. По свидетельству американского социолога Ф. Дейнер, большинство предметов одежды и другого имущества сектантов стары и ветхи от продолжительного использования. К тому же рядовые кришнаиты почти совершенно лишены личной собственности. В их индивидуальном пользовании находятся лишь несколько книг Бхактиведанты, пара туфель, четки, спальный мешок, мелкие украшения. Одежда находится в общем употреблении, нижнее белье, рубашки и т. д. - все это "принадлежит Кришне". Один новичок решил оставить в своем личном пользовании будильник, принесенный из дому, однако и его вскоре "экспроприировали". Не имея своих личных вещей и карманных денег, сектанты становятся полностью зависимыми от монастыря в удовлетворении элементарных потребностей своего существования. Подчас они вынуждены выпрашивать деньги на улицах у прохожих, в том числе у детей.
Результатом тяжелой эксплуатации и рабского угнетения в секте являются болезни, физические и психические расстройства, даже самоубийства.
КОМУ ВЫГОДНА КРИШНАИТСКАЯ "КАРТА"?
Кришнаитские группы, действующие в различных странах, неоднократно уличались в финансовых махинациях (неуплата налогов, спекуляция валютой, вымогательство) и других нарушениях закона. Все это дает основание буржуазным юристам сделать вывод, что кришнаитская секта грубо нарушает существующее законодательство о деятельности религиозных организаций. И в то же время действенных мер против нее не принимается.
Все дело в том, что капиталистическое общество заинтересовано в существовании религии и религиозных организаций, которые всегда защищали экономические и политические устои эксплуататорского строя! Именно эти "стратегические интересы" современного капитализма объясняют странную "терпимость" буржуазных государств к деятельности кришнаитской секты и подобных ей реакционных, антиобщественных организаций.
Кришнаитская секта пользуется поддержкой империалистических сил еще и потому, что является рупором реакционных социально-политических идей. Ее лидеры неоднократно выступали против стран, идущих по пути социального прогресса, в том числе против политического курса Индии, ориентированного на укрепление ее национального суверенитета, подъем экономики и культуры, на изживание кастовых и религиозных предрассудков. Кришнаитские лидеры в своих выступлениях на религиозные темы часто допускают откровенно антикоммунистические высказывания и прямые антисоветские выпады. Между прочим, после смерти Бхактиведанты в 1977 г. руководство сектой осуществляют исключительно американцы и западноевропейцы.
Все это позволяет империалистической реакции рассматривать кришнаитскую секту как одно из удобных орудий в начатой ею "психологической войне" против стран социализма. Подрывные организации Запада пытаются приспособить вероучение, культ и международные связи кришнаитской секты для проведения идеологических диверсий в среде советской молодежи. Это одна из их ставок в тщательно маскируемой игре с кришнаитской "картой".
Е. БАЛАГУШКИН. кандидат философских наук