Читал, что на Западе существует движение так называемых "молодых бунтарей", которые противопоставляют себя официальным властям. А у нас я о таких не слышал. Не говорит ли это о политической пассивности нашей молодежи?
А. Морозов, Рязань
На этот вопрос нашему корреспонденту Н. Солдатенкову отвечает кандидат философских наук В. ХУДАВЕРДЯН.
УЖЕ сам вопрос поставлен неправильно, ведь бунт - это далеко не единственное проявление социальной активности молодежи.
В нашей стране нет и не может быть "бунтарей", молодых людей, оппозиционно настроенных по отношению к социалистическому строю, потому что общество наше само охраняет интересы молодых, дает им возможность получать образование, работать, пользоваться всеми правами. Иными словами, противоречия между интересами социалистического общества и интересами его молодых граждан не существует.
Более того, у молодежи Страны Советов нет необходимости "полемизировать с властью", к чему ее усиленно призывают западные подрывные центры, "радиоголоса", потому что молодые - часть этой власти. (Так, в Верховном Совете молодежь составляет 1/5 часть депутатов, в местных Советах - треть.) Именно в этом, кстати, проявляется социальная активность молодых людей, которые участвуют в управлении делами общества, в ускорении экономического и социального развития страны (вспомним трудовой энтузиазм строителей БАМа, других комсомольско-молодежных строек).
Больше того, как подметили социологи, а вслед за ними и публицисты, писатели, в последнее время у нас появился новый социальный тип молодого человека, Например, по выражению писателя А. Проханова, это вчера еще социально сонный молодой человек, который ныне перестал мириться с недостатками, со всем негативным, что еще есть в нашей жизни; в нем пробудился гражданин великой державы.
Этот молодой человек сегодня вместе с теми, кто находится на передовой, - он выполняет интернациональный долг в Афганистане, он помогает ликвидировать последствия аварии в Чернобыле.
Что же касается Запада, то, действительно, в странах Западной Европы, США, Японии и других существует множество молодежных группировок и течений, так называемых "бунтарей" - битников, хиппи, рокеров, панков, бритоголовых и т. д. Они отличаются друг от друга внешним видом, поведением, социальным происхождением: панки, например, большей частью дети люмпен- пролетариев, рокеры и бритоголовые принадлежат к более обеспеченным слоям общества. (Подробнее об этом см. "АиФ", 1985, N 30.) Но главное, что объединяет этих молодых людей, - то, что они, по выражению американского еженедельника "Тайм", "выпали из активной жизни, будучи не в состоянии найти свою ячейку в сегодняшней хаотической экономике" Запада.
Эти неприкаянные, "отчужденные" молодые люди, как их окрестила буржуазная пресса, объявили войну западному обществу, взбунтовались против него. Впрочем, их бунт принял такие формы, которые устоям этого общества отнюдь не угрожают; и даже больше, он стал средством отвлечения молодежи от актуальных проблем. Западных идеологов вполне устраивает, что юнцы перекрашивают волосы во все цвета радуги и враждуют между собой по поводу того, что лучше носить - кожаные штаны или потертые джинсы и что лучше слушать - "тяжелый рок" или "новую волну". Для них главное, чтобы интересы молодых людей были далеки от политики, которая, как выразилась римская газета "Оссерваторе романо", ведет "прямехонько в объятия к коммунистам".
Здесь мы оговоримся: порой и на улицах наших городов приходится видеть молодых людей, одетых "под панков", но этот их экстравагантный внешний вид - прежде всего дань моде, а об идейных установках "настоящих" западных панков эти молодые люди, как правило, имеют весьма отдаленное представление.
Надо сказать и о том, что молодежные течения на Западе по своему характеру противоречивы и неоднозначны. Так, течения рокеров, бритоголовых, панков в большинстве своем оказались под влиянием ультраправых, левацких, неофашистских партий, встали на путь насилия и террора. Но в то же время среди них находятся и те (хотя их и немного), кто участвует в антивоенном движении, в музыкальных фестивалях "Рок против нацизма", "Рок против расизма", "Рок за мир".
И все же нельзя забывать, что бунт - это стихийный, неорганизованный протест, который вряд ли что способен изменить на Западе, да и протест этот всерьез никто не воспринимает (западная пропаганда, словно в насмешку, окрестила молодых "бунтарей" "неудовлетворенными героями"). Изменить к лучшему существующую там систему можно лишь в результате организованной, сознательной борьбы, четко представляя ее цели и задачи, и на этот путь встают сегодня на Западе тысячи молодых людей.
* * *
В этом году исполняется 50 лет с начала войны испанского народа против фашизма. Расскажите, пожалуйста, о том, как Советский Союз помогал Испании в этой борьбе.
К. Ставинов, Москва
РЕАКЦИЯ Советского Союза на фашистский военный мятеж 18 июля 1936 г. и гражданскую войну в Испании была четкой и однозначной. Советское правительство, последовательно и решительно отстаивая и защищая интересы Испанской Республики, координировало свои действия на международной арене с ее правительством, информировало его о всех шагах, предпринимаемых СССР в Лондонском комитете или в Лиге Наций. За время гражданской войны СССР не заключил ни одного соглашения, которое бы не учитывало интересов Испанской Республики.
Наряду с политической и дипломатической поддержкой Советский Союз на протяжении всей войны оказывал Испанской Республике военную и экономическую помощь. Это осуществлялось по просьбе ее правительства и в полном соответствии с нормами международного права.
Осенью 1936 г. по соглашению с правительством СССР правительство республики депонировало в Госбанк СССР часть своего золотого запаса на сумму 131 млн. долл., из которых оплачивало все расходы по закупкам товаров в Советском Союзе. Когда этот запас иссяк, в июле 1938 г. было заключено советско-испанское соглашение о предоставлении кредита на сумму 75 млн. долл., а в конце 1938 г. СССР согласился предоставить республике еще один заем на сумму 100 млн. долл. Поставки оружия и военной техники из СССР были сопряжены с большими трудностями, такими, как географическая отдаленность Испании, блокада берегов республики флотом мятежников, итальянской и германской авиацией, периодическое закрытие сухопутных границ Францией. Сам факт поставок использовался агрессорами и их покровителями для дискредитации Советского Союза и обоснования своего вмешательства во внутренние дела Испании.
Из-за блокады республики и пиратских действий фашистских флотов и авиации советские поставки были неравномерны. Если до сентября 1937 г. из советских портов в Испанию ушло 52 транспорта с военными грузами, то в течение всего 1938 г. - 13, а в 1939 г. - только три.
Кроме военного снаряжения, Советский Союз поставлял республике необходимое сырье, материалы, горючее, продовольственные и промышленные товары. Экспорт товаров из СССР составил почти 1,5 млн. тонн на сумму более 216 млн. руб.
Советская страна оказала республике помощь в подготовке военных кадров. Они готовились как на территории Испании в училищах и на военных курсах, так и на территории СССР. Только в 1937 - 1938 гг. в советских авиаучилищах было подготовлено 600 летчиков и техников. Общая численность советских военных и гражданских специалистов и советников составила около 3 тыс. человек, в том числе 772 летчика и авиатехника, 354 танкиста, 222 общевойсковых советника и инструктора, 77 военных моряков, 100 артиллеристов, 156 радистов и т. д.
Одновременно в Испании находилось от 600 до 800 советских добровольцев.
Борьба испанского народа против мятежников и итало-германских интервентов получила самую активную поддержку советской общественности.
По всей стране проводились митинги солидарности с Испанской Республикой, сбор средств для закупки и отправки в Испанию продовольствия, медикаментов, одежды (всего было собрано 274 млн. руб.). Уже в конце сентября 1936 г. в испанские порты прибыли первые советские суда с продовольствием на борту.
Советские люди и коллективы предприятий брали шефство над испанскими детьми, которые нашли в Советском Союзе свою вторую родину. В ноябре 1938 г. школы-интернаты нашей страны приняли около 3 тыс. испанских детей.
По материалам АПН
* * *
На Западе любят говорить об "атлантической солидарности" стран НАТО, об их "единстве и сплоченности". Видимо, в действительности ситуация иная. Не могли бы вы рассказать, почему Дания, например, являясь членом НАТО, проводит "неядерную" и "небазовую" политику?
М. Мелков, Рига
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО. Дания, являясь членом НАТО, тем не менее проводит так называемую "небазовую" и "неядерную" политику. Еще накануне присоединения страны к НАТО тогдашний министр иностранных дел Г. Расмуссен заявил в марте 1949 г. в парламенте: "Возник вопрос, можно ли ожидать, что Дании будет предъявлено требование о предоставлении иностранным державам военных баз в мирное время. На это я могу со всей определенностью ответить, что вопрос о создании иностранных баз в Дании поставлен не будет".
В последующем практически все сменявшие друг друга правительства подтверждали положение о неразмещении иностранных военных баз на датской территории в мирное время, Нужно, однако, отметить одно немаловажное исключение из этого положения, а именно: согласно заключенному между Данией и США в 1951 году Договору об обороне Гренландии, американцами на этом самом большом острове мира созданы и функционируют две военно-воздушные базы, а также ряд других военных объектов.
В середине пятидесятых годов США предприняли активные усилия, с тем чтобы разместить в европейских странах НАТО свое ядерное оружие. В этой обстановке премьер-министр и министр иностранных дел Х. Хансен выступил в парламенте в мае 1957 г. и изложил позицию Дании - "при существующих условиях не размещать атомного оружия" на своей территории. В дальнейшем эта позиция Дании подтверждалась в различных правительственных и парламентских заявлениях.
Это позволило Дании избежать размещения американских ракет "Першинг-2" и крылатых ракет, хотя ее тогдашнее правительство поддержало "двойное" решение НАТО от 12 декабря 1979 г.
Особо следует выделить решение фолькетинга от 1 декабря 1983 г., в котором датский парламент (фолькетинг) обязал правительство "на ближайшей сессии совета НАТО от имени Дании ясно отмежеваться от начавшегося размещения 572 американских ракет средней дальности и зафиксировать это отмежевание в коммюнике...".
В результате начиная с декабря 1983 г. и на всех последующих сессиях совета НАТО представители Дании делали оговорку о том, что они не могут поддержать те разделы принимаемых коммюнике, где говорилось о размещении новых американских ракет в Западной Европе.
В мае 1984 г. фолькетинг принял резолюцию, предусматривавшую изъятие оставшихся 48 млн. крон из общей суммы в 75 млн. крон, выделенных ранее для финансирования программы развития инфраструктуры НАТО и размещения новых американских ракет средней дальности в пяти европейских странах - членах НАТО (ФРГ, Великобритания, Италия, Бельгия и Голландия).
Следует отметить, что депутаты от четырех партий, входивших в правящую буржуазную коалицию, или отсутствовали, или воздержались при голосовании. В ряде других резолюций фолькетинг высказался за замораживание и сокращение всех типов ядерного оружия и средств их доставки, за решение этих проблем за столом переговоров, с учетом британского и французского ядерного оружия, за прекращение развертывания в Европе американских ракет средней дальности и оперативно-тактических ракет.
Серьезную озабоченность в Дании вызывает так называемая "стратегическая оборонная инициатива" президента Р. Рейгана. В марте 1985 г. фолькетинг принял резолюцию, в которой говорится, "что Дания выступает против размещения оружия в космическом пространстве, а также против научных исследований и разработок такого оружия и что Дания является сторонницей сохранения и соблюдения Договора об ограничении систем противоракетной обороны" (имеется в виду советско-американский Договор от 1972 г.).
Столкнувшись с ситуацией, когда действует парламентский запрет на поддержку СОИ по государственной линии, буржуазное правительство Дании ищет обходные пути. Так, по сообщениям газет, датский премьер-министр П. Шлютер в ходе визита в США осенью прошлого года в беседе с шефом Пентагона К. Уайнбергером дал понять, что он не видит никаких препятствий для участия датских частных фирм и компаний в исследовательских работах по программе "звездных войн".
Острая борьба происходит в Дании и по вопросу о реализации предложения о создании в Северной Европе безъядерной зоны. Буржуазные партии и правительство Дании упорно сопротивляются любым попыткам перевести обсуждение этого вопроса в практическую плоскость.
Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что реализм в датских политических кругах в отношении путей и средств сохранения мира, укрепления международной безопасности и достижения целей ограничения и сокращения ракетно-ядерных вооружений пробивает себе дорогу.
С другой стороны, следует отметить, что Дания остается активным участником НАТО, вносит свой вклад в военные приготовления этого блока. Так, постоянно растут военные расходы страны, расширяются и модернизируются военные объекты на ее территории. В частности, вооруженные силы Дании принимали участие в крупнейших военных маневрах НАТО осенью прошлого года "Отм фордж-85" и "Балтопс-85". В ходе учений отрабатывались и наступательные операции, в том числе с использованием датской территории, ее территориальных вод, с участием ударной группировки американских кораблей, несущих на борту ядерное оружие.
Д. АНДРЕЕВ