Примерное время чтения: 5 минут
140

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Достижения и неудачи VI сессии ЮНКТАД

Приходилось читать о том, что в различных международных организациях постоянно ведется борьба между прогрессивными и консервативными (а иногда и реакционными) силами. Судя по сообщениям, проходившая недавно сессия ЮНКТАД не была исключением. Не могли бы вы на ее примере рассказать, кто и по каким вопросам противостоял позиции нашей страны.

Фомичева, пропагандист, Магнитогорск

ЭТА СЕССИЯ, проходившая в Белграде (Югославия), завершила свою работу в июле.

Конференция была учреждена в качестве постоянного органа Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 г. В ее деятельности принимают участие 166 государств, в том числе Советский Союз и другие социалистические страны.

Период между V (1979 г., Манила) и VI сессиями ЮНКТАД был заполнен беспрецедентными по своей остроте трудностями в сфере международного экономического сотрудничества.

Экономические потрясения, являющиеся результатом самого глубокого за последние 50 лет кризиса в капиталистическом хозяйстве, переплелись с нарастающей угрозой миру и международной безопасности. В обстановке милитаристского угара усилилась агрессивность внешнеэкономической политики империализма, направленной на ущемление национальной независимости и суверенитета, разграбление национальных богатств других стран.

Социалистические страны пришли на сессию с впечатляющими данными о своем вкладе в международное экономическое сотрудничество. На сессии было отмечено, что члены СЭВ поддерживают торгово-экономические отношения с 30 странами Азии, 45 странами Африки, 22 странами Латинской Америки.

Как отмечалось, например, в выступлении главы советской делегации, к числу наиболее важных итогов участия СССР в международном экономическом сотрудничестве и в содействии решению проблем развития в период между V и VI сессиями ЮНКТАД можно было бы отнести следующее:

* объем внешней торговли СССР за период с 1979 г. по 1982 г. вырос на 50 проц. В условиях кризиса в мировой торговле такое расширение торгово-экономических связей ощутимо облегчало положение немалого числа стран в мире, являющихся деловыми партнерами Советского Союза;

* наиболее динамичным было развитие торгово- экономических отношений со всеми развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Товарооборот с ними за те же годы увеличился на 70 проц.;

* опережающими темпами развивалось торгово- экономическое сотрудничество СССР с наименее развитыми из развивающихся стран. Прирост товарооборота с этой группой государств составил 77 проц. за 1979 - 1982 гг.

Словом, в вопросах помощи развивающимся странам Советский Союз делает гораздо больше, чем любая из западных стран.

В повестку дня VI сессии были включены наиболее значительные и злободневные вопросы современных международных экономических отношений.

По настоянию делегаций социалистических государств в общей дискуссии рассматривались и торгово-экономические аспекты разоружения.

Месячный марафон заседаний, в которых приняло участие 3000 делегатов из более 160 стран и 100 международных организаций, завершился принятием трех десятков резолюций по многим актуальным проблемам международных экономических (да и не только экономических) отношений.

Делегации социалистических стран прибыли в Белград с твердым намерением внести конструктивный вклад в работу ЮНКТАД-VI. В выступлениях глав их делегаций на пленуме, в инициативных документах содержались конкретные предложения о путях решения назревших проблем.

Главная мысль этих инициатив - восстановление доверия в международной торговле, соблюдение существующих принципов и правил ее ведения, отказ от использования экономических связей для достижения политических целей, т. е. отказ от политики бойкота, эмбарго, блокады.

ЮНКТАД-VI по праву может считаться новой вехой на пути сотрудничества развивающихся и социалистических стран. Это сотрудничество, усилия этих двух групп стран предотвратили провал сессии.

А именно к такому провалу пытались ее вести некоторые западные страны под прямым давлением США. Они добивались ослабления роли и сокращения функций ЮНКТАД, передачи судьбы всех важнейших вопросов в исключительное ведение тех органов (МВФ, МБАР и ГАТТ), в которых западные страны имеют большинство и контроль.

Именно негативная, разрушительная линия указанных кругов не позволила ЮНКТАД-VI добиться более весомых результатов по таким вопросам, как торговля сырьевыми товарами, валютно-финансовые проблемы и ряд других. Большего можно было ожидать и от резолюции по торгово- политическим вопросам. Усилиями западных стран на сессии были заморожены переговоры по вопросам торговли между странами с различными социально-экономическими системами. Неудачи прошедшей сессии не могут заслонить, однако, того факта, что по ряду других вопросов повестки дня (морские перевозки, передача развивающимся странам современной технологии, помощь наименее развитым странам, создание общего фонда сырьевых товаров и др.) приняты решения, реализация которых может явиться позитивным элементом в установлении нового международного экономического порядка. На заключительном этапе главный инициатор деструктивной линии - США - фактически оказался в изоляции.

На конференции весомо прозвучала тема неотделимости экономической деятельности от борьбы за мир, прекращение гонки вооружений, разоружение. Провалились попытки деполитизации ЮНКТАД. Пример этому - принятые резолюции о помощи национально-освободительным движениям Палестины, Намибии и Южной Африки, экономике Ливана, пострадавшего от израильской агрессии.

Вопросы коренной перестройки взаимоотношений развивающихся стран и развитых капиталистических государств не получили своего кардинального решения на конференции, и это, естественно, вызвало разочарование развивающихся стран.

Борьба за разрешение указанных вопросов переносится в постоянный аппарат ЮНКТАД - Совет по торговле и развитию (и его комитеты), который является главным органом ЮНКТАД в период между сессиями.

Г. КРАСНОВ, кандидат экономических наук, заместитель начальника управления международных экономических организации Министерства внешней торговли СССР

Белград - Москва

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СССР ПО ГРУППАМ СТРАН

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно