Примерное время чтения: 11 минут
79

[Есть ответы] Ваши вопросы от 22.09.1986

Недавно Политбюро ЦК КПСС приняло решение приступить к подготовке нового закона о пенсионном обеспечении трудящихся. В связи с этим в адрес редакции поступило немало писем читателей с просьбой ответить на интересующие их вопросы. Мы попросили это сделать заместителя начальника Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР А. Г. СОЛОВЬЕВА.

Чем вызвана необходимость пересмотра закона о пенсиях?

К. Галич, Саратов

Правильнее говорить не об одном законе, а о законах. Дело в том, что в настоящее время порядок пенсионного обеспечения определяется Законом о государственных пенсиях, принятым в 1956 г., и Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов от 1964 г. За время их существования в стране произошли глубокие социально- экономические изменения, которые получили соответствующую оценку и отражение в Конституции СССР, в новой редакции Программы КПСС и в решениях XXVII съезда партии.

Если сопоставить пенсионные законы с этими партийными и государственными документами, то нетрудно заметить определенное отставание пенсионного законодательства от требований времени.

Это, конечно, не означает, что пенсионные законы находились в "застывшем" состоянии. В них вносились существенные изменения, направленные на улучшение жизни пенсионеров. Неоднократно повышались минимальные размеры пенсий, улучшались условия их назначения, расширялись льготы по возрасту выхода на пенсию. В настоящее время увеличиваются" размеры пенсий, назначенных рабочим и служащим более десяти лет назад.

Все это способствовало росту численности пенсионеров, повышению их материальной обеспеченности. Судите сами. В начале 1956 г. в стране было 16,5 млн. пенсионеров, а в 1986 г. - около 56 млн. Средний размер пенсий по старости у рабочих и служащих за это время возрос почти вдвое, а у колхозников с 1965 г. - почти в 4 раза.

Тем не менее по ряду принципиальных положений пенсионные законы требуют коренной перестройки. Так, для достижения рациональных соотношений в уровнях пенсий и заработной платы необходимо повышение не только минимальных, но и максимальных размеров пенсий. Кстати заметим, что для основной массы рабочих и служащих максимальный размер пенсий по старости не повышался с 1956 г. Тогда он в 1,6 раза был выше средней заработной платы. Сейчас во столько же раз ниже ее. Чтобы найти правильное решение этого вопроса, потребуется пересмотреть весь "механизм" расчета пенсий.

Немало интересных предложений содержится в письмах трудящихся, поступающих в центральные органы. Их авторы нередко сетуют на уравнительность пенсий для людей, внесших разный трудовой вклад, на недоступность для понимания некоторых положений пенсионного законодательства, на наличие в них "лазеек" для недобросовестных людей.

Есть целый ряд и других проблем, свидетельствующих о том, что необходимость в новом пенсионном законе назрела. Основной смысл разработки нового закона - улучшение условий жизни ветеранов труда. Естественно, для этого необходимы соответствующие экономические условия. Надо полагать, что они будут созданы в результате ускорения социально-экономического развития страны, научно-технического прогресса, роста производительности труда. На разработку проекта нового закона потребуется примерно полтора-два года.

* * *

Каковы главные принципы, на основе которых разрабатывается новый закон о пенсиях?

А. Егоров, лектор, Минск

Это принципы социальной политики нашей партии: неуклонное повышение условий жизни и труда советских людей, в данном случае ветеранов труда; все более полное осуществление принципа социальной справедливости, что в конечном счете означает усиление связи пенсионного обеспечение с трудовым вкладом. Немаловажное значение имеет также дальнейшая демократизация пенсионного обеспечения, привлечение к его осуществлению местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных организаций.

* * *

Предполагается ли изменить правила расчета пенсий по старости? Сейчас пенсия исчисляется по последнему году работы. Это нередко приводит к тому, что нарушается принцип социальной справедливости. В последний год работы человек стремится всеми правдами и неправдами получить более высокооплачиваемую работу. Для того чтобы иметь побольше пенсию, некоторые идут даже на незаконные приписки. Вот и получается порой, что иной человек во время своей трудовой деятельности работал, как говорится, спустя рукава, а пенсию получает наравне с добросовестным работником, а то и больше.

Н. Карпов, Свердловск

Безусловно, этому вопросу при разработке нового закона будет уделено должное внимание. Необходимо найти такое решение, которое исключало бы моральные и материальные "издержки", связанные с несовершенством существующего законодательства, полнее отражало бы справедливое распределение общественных благ

* * *

Говорят, что будет увеличен возраст выхода на пенсию? Правда ли это?

М. Кормилицына, Москва

Мы часто сталкиваемся с этим вопросом. Слухи об увеличении пенсионного возраста распространяются периодически, когда вносятся какие-либо изменения в пенсионное законодательство. Не обходится без них и сейчас. Насколько же они обоснованны? Все мы знаем, что в стране уже длительное время остро ощущается нехватка рабочих рук. В то же время возраст выхода на пенсию у нас самый низкий в мире. В большинстве капиталистических стран для мужчин он на 5 - 7 лет выше, чем у нас, а для женщин - на 5 - 12. И это при том условии, что там наблюдается хроническая безработица.

Подобный расклад, естественно, дает людям почву для разговоров об увеличении пенсионного возраста. Однако проблема нехватки трудовых ресурсов в стране будет решаться по-другому - путем создания необходимых условий (материальных и организационных) для более широкого и активного участия пенсионеров в общественном производстве. Так что нет никаких оснований полагать, что при разработке нового пенсионного закона общий возраст выхода на пенсию будет повышен.

* * *

Слышал, что будет пересмотрен стаж работы в сторону увеличения рабочим, занятым на производстве с вредными условиями труда.

В. Ивкин, лектор, Москва

Прежде всего надо отметить, что практически ни в одной стране мира нет такой "щедрости" в предоставлении льготных пенсий, как в нашей. Уж во всяком случае в 45 лет на пенсию по старости женщины в других странах не выходят. Там, где возраст для них снижается, как правило, требуется длительный стаж работы в неблагоприятных условиях труда.

Безусловно, в предоставлении льготных пенсий проявляется гуманизм нашего общества, забота о здоровье человека. Однако нужно учитывать следующее. По мере развития производства постоянно улучшаются условия труда рабочих, автоматизируются трудоемкие процессы, понижается, а порой и вовсе устраняется уровень вредности многих производств. Это подтверждают и обследования условий труда работников, имеющих по нашему законодательству право на льготные пенсии. Так что здесь есть над чем подумать. Это одна из сложнейших проблем нового закона.

* * *

С чем связано ограничение пенсии работающим пенсионерам, или так называемый "потолок"? При существующем в стране недостатке рабочих рук этот "потолок" только сдерживает приток пенсионеров в народное хозяйство. Ведь что получается? Если пенсионер не работает, он получает пенсию, а если он много и хорошо работает, то лишается пенсии. Где же здесь справедливость?

В. Нечаев, Саяногорск

Проблема эта гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Для ясности приведем некоторые примеры. Есть довольно значительная группа лиц пенсионного возраста, которые работают, не оформляя пенсии, или, оформив, ее не получают. Это главным образом высокооплачиваемые работники, например рабочие и служащие в районах Севера. Причем занятость пенсионеров в этих районах более высокая, чем в других регионах. Можно утверждать, что все, кто может работать, за небольшим исключением, остаются в своем трудовом коллективе. Почему это происходит? С достижением пенсионного возраста перед этими работниками встает дилемма - оставить работу и получать пенсию в размере максимум 132 руб. или продолжать работать с заработком 400 - 450 или более рублей. Естественно, что в этих условиях все, кто сохранил трудоспособность, выбирают второй путь. Конечно, они будут благодарны, если им к заработку будут доплачивать еще и пенсию. Но что в результате получит общество? Притока пенсионеров в производство не будет, поскольку и так все работают, производительность труда у пенсионеров из-за этого вряд ли повысится. В то же время из фондов, предназначенных для содержания нетрудоспособных, будут затрачены многие сотни миллионов рублей. Сделать этого мы пока не можем.

Но было бы неправильно просто отмахнуться от этого вопроса. Проблема здесь есть. Выплата пенсий, как это ни странно, в период работы нередко приводит к снижению производительности труда. Правда, не всегда это связано с "потолком". Обследования, проведенные на ряде крупных предприятий в различных регионах страны, показали, например, что с назначением пенсии у лиц, даже полностью сохранивших трудоспособность, отдача во многих случаях резко снижается. Скажем, получал рабочий перед достижением пенсионного возраста 250 руб., а как только ему назначили пенсию, он стал давать выработку только на 150 руб., то есть стал меньше затрачивать усилий. Ведь материальное положение его при этом нисколько не ухудшилось. Потери в заработке ему компенсируются выплачиваемой пенсией. Заметим, это касается сравнительно "молодых" пенсионеров - 45-летних женщин и 50-летних мужчин.

Конечно, есть и другие примеры. Нередко "потолок" действительно препятствует сохранению достигнутой производительности труда или, точнее, не создает заинтересованности в этом, особенно у рабочих-сдельщиков.

Что ж, будем надеяться, при разработке нового закона удастся найти такое решение, которое разрешит эти противоречия.

* * *

Справедливо ли, что человек, проработавший на производстве, скажем, 45 лет, и тот, кто отработал всего 25 лет, нередко получают одинаковую пенсию? Ведь в первом случае человек принес государству гораздо большую пользу.

С. Думнов, Челябинск

Разумеется, несправедливо, при прочих равных условиях. Но ведь может быть и так, что и тот и другой не очень-то "выкладывались" за время работы. Поэтому наиболее справедливым было бы такое решение, которое позволяло бы учесть не только сколько человек трудился, но и какую принес пользу обществу - и соответственно вознаграждать его большей пенсией. Есть разные предложения на этот счет. В том числе и такие, которые предусматривают учет количества и качества труда в течение всего периода работы, например, через заработную плату.

Есть предложения для лиц, имеющих стаж свыше 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины), за каждый последующий год работы начислять соответствующую надбавку или установить повышенные нормы исчисления пенсий в процентах к заработку. Все эти предложения будут тщательно взвешиваться при подготовке нового закона.

* * *

Расскажите, какие меры предпринимаются сандинистским правительством для устранения негативных последствий, вызванных введением США эмбарго на торговлю с Никарагуа.

Е. Костюхина, Ленинград

ВВЕДЕНИЕ Соединенными Штатами в мае 1985 г. эмбарго на торговлю с Никарагуа явилось одной из причин принятия сандинистским правительством решения ускорить развитие торговых отношений с другими странами и регионами, прежде "всего с социалистическими странами, а также с государствами. Западной Европы и Латинской Америки.

Для Никарагуа жизненно важное значение имеет торговля с социалистическими странами, поскольку она обеспечивает импорт наиболее необходимых товаров. Например, в 1985 г. за счет поставок из социалистических стран потребности Никарагуа в нефти и нефтепродуктах были удовлетворены почти на 100%. По планам правительства Никарагуа, товарообмен с социалистическими странами предполагается в будущем увеличить до 30% от общего объема внешней торговли.

В торговле со странами Западной Европы планируется увеличение товарооборота до 32% от общего объема. Значение европейского рынка для Никарагуа определяется тем, что на нем реализуется большая часть сельскохозяйственных продуктов, экспортируемых страной. - кофе, сахар, хлопок, бананы, кунжут и т. д.

Никарагуа предполагает также расширить торговые связи со странами Центральной Америки, увеличив товарообмен с ними до 12% от общего объема внешней торговли. Сандинистское правительство уделяет торговле с этими странами особое внимание, считая, в частности, что расширение взаимовыгодных связей будет способствовать установлению более стабильных политических отношений в регионе.

По материалам ТАСС

СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НИКАРАГУА В 1980 - 1985 гг. (в %)"sup"1"/sup"

"sup"1"/sup" По данным министерства внешней торговли Никарагуа

"sup"2"/sup" До мая 1985 г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно