НА ТРЕТЬЕЙ сессии Верховного Совета СССР планируется утвердить Государственную программу по охране окружающей среды. Поэтому несомненный интерес представляет сопоставление наших усилий в этой области с уже накопленным зарубежным опытом. Приводимая таблица составлена на основе данных Госкомприроды СССР и бюро экономического анализа министерства торговли США.
Расходы на охрану окружающей среды в СССР и США, 1987 г. (млрд. долл.)
В абсолютном выражении мы тратим на экологические цели как минимум в пять раз меньше, чем американцы (для пересчета рублей в доллары был использован отечественный официальный валютный курс). С учетом действительного, более реального соотношения покупательной способности рубля и доллара эта разница должна быть еще большей. А ведь по территории и численности населения мы превосходим США и потому, по логике, должны тратить на охрану природы больше, чем они. Удельный вес наших расходов на природоохранные цели в национальном доходе страны составляет 1,6%, в США - 2,2%.
Обращает на себя внимание и различие в структуре указанных расходов. В СССР и в США самая крупная статья расходов - это текущие и капитальные затраты на борьбу с загрязнением воды (у нас - больше половины всех расходов, в США - 40,1%). Но в американском природоохранном бюджете самая динамичная статья - это расходы на ликвидацию и обезвреживание твердых отходов, они в минувшем десятилетии росли наиболее высокими темпами. У нас же данная статья вообще отсутствует. А между тем отходы - это самый крупный потенциальный источник загрязнения среды. Добавим также, что американцы тратят на научные исследования и разработки по экологической тематике ежегодно 2,3 - 2,6 млрд. долл. Сколько мы тратим на эти цели - неизвестно.
Основная тяжесть расходов природоохранного назначения ложится у нас на многострадальный государственный бюджет. Главным же источником нагрузки на окружающую среду является деятельность предприятий. В общем объеме капиталовложений промышленных предприятий СССР доля инвестиций, идущих на природоохранные цели, не превышает 2%, тогда как в США 4 - 5%, а в Японии еще выше. В целом же частный сектор в США берет на себя ровно половину всех ассигнований на борьбу с загрязнением среды. В ФРГ 37%, в Англии - 25%.
Результатом растущих затрат на мероприятия по охране природы явилось образование в странах Запада весьма емкого рынка экотехники и возникновение целых отраслей с многомиллионным оборотом, специализирующихся на выпуске противозагрязняющего оборудования. Таким образом, экологические мероприятия, борьба с загрязнением среды становятся новым фактором экономического роста. У нас таких отраслей и рынка экотехники пока нет.
На 1990 г. в Советском Союзе выделяется 13,3 млрд. рублей на цели экологического контроля. Но этим дело не ограничивается. Удовлетворение экологических потребностей, интересы сохранения среды обитания ставят на повестку дня вопрос о необходимости свертывания ряда производств и прекращения выпуска и использования определенных видов продукции. В связи с этим экологические потребности нередко конфликтуют с традиционными материальными потребностями.
Определенный опыт предупреждения подобных ситуаций имеется в странах Запада, хотя и здесь выбор между интересами охраны природы и удовлетворением текущих материальных потребностей остается весьма мучительным. В первую очередь речь идет о широком внедрении для намечаемых и реализуемых хозяйственных проектов всесторонней экологической экспертизы. Кроме того, практически любая группа граждан имеет право оспаривать целесообразность таких проектов в суде.
Однако кардинальное решение проблемы сочетания экологических и экономических целей в конечном счете заключается в переходе в масштабах всего народного хозяйства к принципиально новой модели природопользования. Ее основными параметрами должны быть: рациональное размещение производительных сил, экономия в использовании природных ресурсов, повсеместное внедрение и использование экологически чистых технологий.
Б. МАКЛЯРСКИЙ, кандидат экономических наук.