Примерное время чтения: 6 минут
104

Получение новых научных результатов зависит от оперативности распространения информации. Наука и информация

Информация - один из ценнейших ресурсов общества. Но это - капитал, который приносит дивиденды только когда непрерывно находится в обращении. Насколько умело мы его используем? На этот вопрос мы попросили ответить лауреата Ленинской премии, почетного члена ряда зарубежных академий наук, заместителя председателя Правления Всесоюзного общества "Знание", академика АН СССР В. И. ГОЛЬДАНСКОГО.

ПОЛИТИКА демократизации и гласности, провозглашенная нашей партией, поставила сейчас в определенный тупик антисоветчиков, вещателей разных "голосов". Объяснение простое: сегодня читать отечественные газеты и журналы, смотреть телерепортажи ЦТ намного интереснее, чем слушать "свободные" радиостанции. Действительно, есть стократ более эффективный, чем глушение, путь, это - гласность.

Правда, некоторые западные пропагандисту пытаются доказать, что повышение информированности советских людей, гласность - явления, не свойственные социализму, и "искусственное" их насаждение ни к чему не приведет. Однако этот тезис не выдерживает серьезного научного анализа. Расширение гласности, а следовательно, и демократии, действительно враждебно, но не социализму, а тем проявлениям автократической бюрократии, с которыми мы так активно боремся последнее время.

С этой точки зрения, быстрейшее становление гласности как нормы жизни, на мой взгляд, является залогом политического здоровья советских людей, реализации намеченного ускорения, где немалая роль отведена научно-техническому прогрессу.

Сегодня стало совершенно очевидно, что путь ограждения от информации, ставка лишь на бездумное исполнение указаний, жесткий до мелочей централизм не только не оправдывает себя, но и наносит вред. Вот лишь несколько примеров.

КОГДА МОЛЧАНИЕ - НЕ "ЗОЛОТО"

До самого последнего времени мы не сообщали о подготовке предстоящих космических полетов, кроме международных, хотя эта подготовка была прекрасно видна со спутников. Наши сейсмические станции не отмечали в списке зарегистрированных ими событий подземные испытания ядерного оружия в СССР, о которых затем сообщали сейсмические станции других стран. И это причиняло нам - в том числе и автору этих строк - немало трудностей при обсуждении проблемы полного запрещения ядерных испытаний на разных международных встречах.

Но после полуторагодичного действия одностороннего советского моратория на все ядерные взрывы и проведения совместного советско-американского сейсмического эксперимента в районе нашего полигона близ Семипалатинска - голоса злопыхателей умолкли. Это лишний раз свидетельствует о могучей силе гласности в оздоровлении международного климата.

Отсутствие же гласности негативно влияет и на научный процесс. Например, для ученых основным, кровно необходимым источником информации служат иностранные научные журналы. Между тем и общее их число, и стоимость непрерывно растут, так что обеспечить полуторамиллионную армию наших научных работников сведениями о новых работах их зарубежных коллег становится все труднее. Выходом из положения могло бы стать ксерокопирование статей. Но с этим у нас дело обстоит из рук вон плохо - множительной техники мало, правила пользования ею чрезмерно усложнены, да и качество ксерокопий зачастую очень низкое.

Но при этом, для того чтобы знать, какую именно статью, в каком журнале надо прочесть, скопировать, необходимо сперва увидеть сам журнал или хотя бы его оглавление. Рассылкой ксерокопий оглавлений занимается ВИНИТИ. Однако неведомые чиновники из этого института почему-то тщательно оберегают нас от профессионально важной, срочно необходимой информации, вполне доступной нашим зарубежным коллегам. Журналы таких важнейших универсальных источников экспресс-информации по всем естественным наукам, как "Нейчур" (Англия), "Сайенс" (США) и другие, приходят с вырезанными страницами, а в ксерокопиях оглавлений этих журналов, как правило, изымается часть таких важнейших разделов, как "Последние известия", "Новости и комментарий" и т. п. В результате наши ученые, приезжая на международные встречи, по ряду актуальных научных проблем оказывались зачастую подготовленными к дискуссиям гораздо хуже западных коллег.

Система научных коммуникаций - это отнюдь не второстепенный, не нейтральный элемент научной деятельности. Получение новых результатов во многом зависит от того, как быстро передаются и распространяются знания в научной среде. В Уставе АН СССР, например, есть положение, по которому каждый институт должен составлять ежегодные сводки о состоянии дел в мировой науке по своей специальности. Но выполняющих это решение можно перечесть по пальцам.

Мы отрываемся от мирового научного рынка, изолированность от которого грозит упадком любой национальной научной системе, как бы сильна она ни была. Если к этому добавить, что у нас на порядок меньше журналов, чем в США, а кроме этого, слабее развито неформальное общение ученых (такое, как конференции, симпозиумы, семинары), то становится ясным, что информационную структуру науки в силу общего невнимания, пренебрежения к информированности, гласности долгое время считали второстепенной. Возникла вредная привычка экономить на информационных контактах. Такое положение может печально обернуться для самой науки.

ЭФФЕКТ "ОБРАТНОЙ СВЯЗИ"

Вторым важным аспектом гласности является ее социологический характер. Не случайно именно сейчас в нашей стране особую силу набирает социологическая наука. Когда "человеческий фактор" определился как основной рычаг перестройки, социологические исследования стали необходимы нам для успешного экономического развития. Без основательных научных знаний о современном человеке, о его взглядах на жизнь мы не смогли бы найти верные пути стимулирования его труда.

Гласность играет огромную роль и для обеспечения эффективной "обратной связи": подлинно научного социологического анализа откликов, реакции нашего народа на те или иные инициативы партии и правительства, на международные события. Нам нужен именно объективный, порою нелицеприятный анализ происходящего, а не сладкий обман, не тысячекратно отраженное эхо звонких ура-призывов и ура- рапортов.

Четкий научный подход на основе последних технических достижений является здесь как бы стимулятором демократии, должен способствовать проявлению таких факторов, как самокритичность в оценке положения дел в различных сферах нашей жизни, активное участие широких слоев населения во всех начинаниях партии и правительства по перестройке советского общества.

"img src="03201.gif""

* * *

СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ, ЗАНЯТЫХ В НАУКЕ И НАУЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ (тыс. человек)

* * *

В 1986 г. в науке и научном обслуживании было занято около 4,6 млн. человек. Из них свыше 1,5 млн. научных и научно-педагогических работников, что, как сообщает Госкомитет СССР по статистике, составляет четверть научных работников всего мира. Это огромный потенциал, благодаря которому советская наука имеет значительные достижения в области атомной энергетики, освоении космоса, в физике, математике, биологии и в ряде других направлений. Затраты на науку составляют 5% национального дохода.

В настоящее время осуществляется переход на новую систему оплаты труда в науке. Она позволит научным организациям освободиться от людей, не приспособленных к творческой деятельности, даст возможность увеличить приток в науку свежих сил даже без увеличения общей численности работников.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно