На вопросы журналистки И. Щегловой отвечает известный советский писатель, член правления Советского фонда культуры Ю. СЕМЕНОВ.
КОРР. Юлиан Семенович! Известно, насколько высок интерес нашего народа к своему прошлому. Культурные и исторические ценности, обретая новую жизнь, занимают достойное место в экспозициях музеев, становятся предметом пристального изучения и исследования историков, деятелей культуры, ученых.
Но всех нас продолжает тревожить судьба шедевров русского искусства, наших реликвий, вывезенных фашистами из оккупированных областей СССР во время Великой Отечественной войны. Много ли их в настоящее время находится на Западе?
СЕМЕНОВ. Да, только с Украины гитлеровцами была увезена, а иными словами, попросту похищена огромная часть ценнейших экспонатов - 330 тыс. произведений культуры. 4 млн. книг похищено из библиотек Минска. Были разграблены музеи России, архивы Таллина, Нарвы.
Надо заметить, что у меня в досье немало нацистских документов из "рейхскомиссариата оккупированных восточных территорий", возглавлял который А. Розенберг. В этих материалах бесчисленные перечни того ценного, что похищено у нас. Картины и фарфор, скульптуры и уникальная музейная мебель. К сожалению, участь многих из них неизвестна. А исчезновение Янтарной комнаты Петродворца не может не тревожить каждого культурного человека.
Ценнейшие русские архивные документы можно увидеть в самых неожиданных местах. На учредительной конференции Советского фонда культуры с болью говорилось о том, что в одном из французских отелей продавались письма Федора Достоевского. А архив Ивана Бунина, который также до сих пор находится за рубежом! Примеры подобного рода можно продолжить. Понятна наша тревога и забота о сохранности раритетов русской культуры. Нельзя без волнения говорить и о том, что на лондонском аукционе "Сотби", да и не только на нем, нередко продаются уникальные изделия русских мастеров, произведения искусства, которыми по праву гордится земля русская.
КОРР. Так почему же представители наших внешнеторговых организаций не участвуют в этих аукционах и не пытаются купить письма наших классиков, произведения искусства? Думается, что все мы были бы им за это благодарны и готовы разделить часть затрат.
СЕМЕНОВ. До недавнего времени об этом серьезно никто не задумывался. И в госбюджете на это выделялись малые средства. Но теперь, с учреждением Советского фонда культуры, на эти цели ассигнуются значительные суммы из добровольных пожертвований отдельных лиц и организаций.
Часть сумм фонда будет расходоваться под попечительство над могилами выдающихся деятелей нашей культуры, похороненных за границей.
Среди них и выдающийся композитор Сергей Рахманинов. По его завещанию он должен быть захоронен в Новгороде. Воля Рахманинова до сих пор не выполнена. Думаю, что и СФК, и Советское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом ("Родина") должны принять участие в содействии перенесению праха русского композитора Рахманинова на родную землю.
А сколько еще по разным причинам оказавшихся за рубежом русских художников, писателей, режиссеров покоится на чужой земле! Многие из них оставили след в русской культуре и оказали немалое влияние на духовную жизнь Запада.
Есть немало и других острых проблем, которые нужно решать. Пора подумать и о том, чтобы через советские представительства за рубежом начать работу над составлением сводного каталога. В нем должны быть учтены все памятники, мемориальные доски, музеи, архивы, имеющие отношение к истории народов нашей Родины, к судьбам известных деятелей Отечества.
КОРР. В такой сложной и многоплановой работе не обойтись без помощи прогрессивных людей, живущих на Западе.
СЕМЕНОВ. Да, это так. Свои поиски я начал свыше 20 лет назад, еще будучи корреспондентом "Литературной газеты" в странах Западной Европы. За эти годы мне довелось встретиться со множеством людей, так или иначе причастных к поискам. Встречи с близкими мне по духу людьми вдохновили на создание романа "Аукцион", напечатанного недавно в журнале "Дружба народов".
В центре этого произведения - образ графа Растопчина. За ним стоит реальная личность - видный общественный деятель Лихтенштейна Эдуард фон Фальц-Фейн. Русский по происхождению, русский сердцем и душой, он родился в местечке Аскания-Нова близ Херсона. По линии отца он состоит в родстве с писателем Достоевским. А по материнской линии - потомок двух знаменитых русских адмиралов Епанчиных, участников Наваринского сражения. Владелец туристской фирмы, он уже не один год занят благородной деятельностью - поиском похищенных из Советского Союза произведений отечественного искусства. Большую часть разыскиваемых реликвий Эдуард Александрович, как он просит себя называть, передает в дар Советскому государству. Вот только некоторые из его даров: полотна Коровина и рисунки Репина, Ларионова, Бенуа, Шервашидзе. Ему удалось выкупить на аукционе в Монте-Карло собрание книг известного театрального деятеля Сергея Дягилева. Эту бесценную коллекцию он передал в дар Академии наук Украинской ССР. А музею в Аскания-Нова он подарил редчайшие архивные материалы, книги, картины, документы. Добавлю, что Эдуард Александрович инициатор создания международного комитета "За честное отношение к произведениям русской и мировой культуры, похищенных нацистами".
КОРР. Значит, у него немало последователей. Расскажите об их делах.
СЕМЕНОВ. Правнучка писателя Николая Лескова Татьяна Лескова, живущая в Бразилии, передала в дар дому-музею писателя в Орле письма, документы. В числе прочих реликвий - кольцо, с которым, по словам ее бабушки, никогда не расставался Лесков. Она уверена, что эти вещи должны находиться на Родине.
Немало ценных реликвий, связанных с жизнью и творчеством великого певца Федора Шаляпина, передал в дар музеям его сын Федор Федорович, живущий в Италии.
Передала ценные архивы музею Льва Толстого в Москве внучка писателя Татьяна Михайловна (по мужу Альбертини). Она подарила оригиналы дневников своей матери Татьяны Львовны и самую дорогую реликвию - кольцо, названное именем Анны Карениной. Первым иностранным гражданином, передавшим в дар СФК несколько картин русских художников, стал американский промышленник и общественный деятель А. Хаммер. Он же внес и еще одну лепту в работу этой общественной организации - 100 тыс. долл.
Конечно, обидно, что деятельность этих прогрессивных людей далеко не всегда находит поддержку на Западе, превратно понимается властями, прессой. Порой их обвиняют в отсутствии национальной гордости, будто бы речь идет о предметах не русского искусства, а исконно западного.
Мы же относимся к этим людям с величайшим уважением, понимая их важную и ответственную миссию.