Примерное время чтения: 11 минут
107

[Есть ответы] Ваши вопросы от 08.05.1987

Советский Союз потерял в Великой Отечественной войне 20 млн., фашистская Германия - 13,6 млн. человек, хотя воевала еще и против других стран антигитлеровской коалиции. Почему такая большая разница? Что, мы хуже воевали?

Лысенко, Таллин.

На вопрос читателя отвечает сотрудник Института военной истории Министерства обороны СССР кандидат исторических наук А. ПАСТУХОВ.

Последний вопрос не совсем корректен. Но если все же на него отвечать, то можно сказать, что лучше воевал тот, кто выиграл войну. Ведь именно мы победили в конечном итоге, хотя были у нас и неудачные бои, и проигранные сражения.

Сейчас на Западе распространяются многочисленные версии, объясняющие поражение фашистской Германии. Одна из них как раз и сводится к тому, что Советская Армия одерживала победы за счет "огромного численного превосходства". Мы знаем, что эти победы достигались прежде всего мужеством и стойкостью советского солдата, силой советского общественного строя, умением нашего командования сосредоточить силы на главных направлениях, что свидетельствует о высоком уровне советского военного искусства. "Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины", - писал премьер-министр Великобритании У. Черчилль И. Сталину.

Сопоставляя же потери нашей страны и фашистской Германии во второй мировой войне, надо учитывать ряд обстоятельств. Как известно, значительную часть наших погибших составляет гражданское население.

Цель войны у гитлеровцев была зловещей. Составленный под руководством Гитлера и Розенберга в мае 1940 г. генеральный план "Ост" предусматривал уничтожение миллионов славян.

Известно, что на временно оккупированной территории СССР от рук оккупантов погибли свыше 10 млн. человек. На территории советских республик, которые оказались под пятой агрессора, было уничтожено: в РСФСР - 1,8 млн. человек; на Украине - свыше 5 млн. советских людей (свыше 3,8 млн. мирных жителей и около 1,5 млн. военнопленных); в Белоруссии - свыше 2,2 млн. человек (более 1,4 млн. человек гражданского населения и свыше 800 тыс. военнопленных); в Литве - около 700 тыс. человек (в том числе 229 тыс. советских военнопленных, свыше 370 тыс. жителей Литвы и около 100 тыс. человек из других республик СССР и оккупированных государств Европы); в Латвии - 313,8 тыс. мирных жителей (в том числе 100 тыс. жителей Латвии) и свыше 330 тыс. советских военнопленных; в Эстонии - свыше 61 тыс. мирных жителей и 64 тыс. советских военнопленных; в Молдавии - 64 тыс. человек.

Во время военных действий беззащитные люди в зоне сражения чаще становились жертвами, чем солдаты.

Война прокатилась по европейской части страны дважды - с запада на восток и с востока на запад. Отметим, что непосредственно на территории противника бои продолжались (на советско-германском фронте) в Восточной Пруссии - с октября 1944 г. по май 1945 г., а на территории собственно Германии - с февраля по май 1945 г.

Меньшие потери Германии - это еще и свидетельство нашего гуманного отношения к военнопленным и мирному населению.

Что же касается собственно боевых потерь (убитые, раненые, пропавшие без вести и попавшие в плен), то эти данные еще предстоит уточнить и опубликовать.

Как известно, больше все го мы потеряли в 1941 г., когда в результате оборонительных сражений часть наших войск попадала в окружение. Оказавшиеся в плену наши воины помещались гитлеровцами в лагеря, где в результате жестокого режима многие умирали. По оценкам ученых, только на оккупированной врагом территории в фашистских лагерях погибло почти 4 млн. человек. А концлагеря Дахау, Бухенвальд, Освенцим и другие? Ведь там тоже гибли советские люди.

Более полные данные мы имеем о наших потерях в ходе освободительной миссии Советской Армии. Как известно, наши воины освободили 10 стран в Европе и 2 - в Азии. При этом свыше 1 млн. советских солдат отдали свои жизни во имя этой благородной цели. А общие потери советских войск за рубежом (с учетом раненых и пропавших без вести) превысили 3 млн. человек. Об этом никогда не следует забывать!

* * *

Почему закупаемые нами в социалистических странах фрукты и овощи там умеют сохранять свежими, а наши - быстро портятся? Делают ли что-нибудь ученые для сохранения полученного урожая?

В. Харитонов, г. Химки, Московская обл.

Наш корреспондент Т. Коростикова попросила ответить главного специалиста отдела производства и переработки плодоовощной продукции и картофеля Госагропрома СССР кандидата сельскохозяйственных наук Л. Л. КУЛЬШИНУ на поставленные читателем вопросы.

УПРЕК СПРАВЕДЛИВЫЙ. Я ведь тоже хожу в овощной магазин и далеко не всегда бываю довольна качеством покупок.

Дело в том, что во многом наше сельскохозяйственное производство ориентировано на количественные показатели, а не на качество выращенного урожая. А ведь именно качество плодов и овощей является решающим фактором для эффективного их хранения. И не нужно гнаться за разнообразием сортов. В США, например, всего несколько сортов картофеля с помощью определенных агротехнических приемов выращивают специально для закладки в хранилища. Каждому сорту соответствует своя технология хранения. У нас же "тьма" сортов. Где уж тут разбираться, когда во время уборочной страды фрукты, овощи валом везут на базу и даже нет возможности перебрать их. В 1985 г. на хранение было заложено 10% бракованного картофеля. Но это только явно видимый брак. А если учесть скрытый, цифра значительно больше.

- Что же сделано на сегодняшний день?

- В местах массового производства плодоовощной продукции ведется строительство сортировально-приемных пунктов, заготовительно- сбытовых комплексов с камерами предварительного охлаждения.

В 1987 - 1990 гг. планируется построить только в хозяйствах, обеспечивающих Москву и Ленинград, 975 сортировально-приемных пунктов, 63 комплекса и 17 складов-накопителей в аэропортах, откуда идет массовая отгрузка плодоовощной продукции в эти города. Часть из них вступит в строй к заготовительному сезону этого года.

Неблагополучное положение сложилось с хранилищами. Обеспеченность ими составляет менее 50%. Это результат ведомственности, нехватки средств, недостатков в материально- техническом снабжении. Сейчас судьбу урожая решает один хозяин - Госагропром, и это существенно изменило дело. Уже в прошлом, 1986 году был впервые выполнен план по вводу хранилищ.

- За рубежом для лучшей сохранности широко применяют обработку продуктов химическими препаратами, нанесение пищевых покрытий, хранение в регулируемой газовой среде (РГС). Например, в Англии 80% плодов хранятся с применением РГС, в США - 70%, в ГДР - 60%, А что в этом направлении делается у нас?

- Здесь нам снова нужно вернуться к качеству. Применение этих технологий эффективно и окупает себя только при хорошем качестве плодов и овощей, специально выращенных для длительного хранения. Так, например, весьма дорогостоящая и трудоемкая технология хранения в РГС требует, чтобы плоды закладывались только высшего сорта и только в течение 24 часов после съема.

Теперь о современных технологиях хранения. Основная - искусственное охлаждение. Сейчас 35% плодов и овощей хранится с применением ее, а к концу пятилетки должно быть 60% от общего объема закладки.

Хранение в РГС обеспечивает снижение потерь в 2 - 3 раза и продление сроков хранения на 1 - 2 месяца: у нас есть типовые проекты специальных фруктохранилищ. Поставлены на серийное производство два вида отечественных генераторов газовой среды и еще один подготовлен к этому. Сегодня в РГС хранится около 12 тыс. т. плодов. К 1990 г. планируется довести этот объем до 500 тыс. т.

- Какой же выход из создавшегося положения?

- Есть решение о создании научно-производственного объединения по хранению, где предполагается проводить научные исследования, создавать технологию хранения, разрабатывать соответствующее оборудование.

Недавно Госагропром внес на рассмотрение в Совет Министров СССР проект постановления, в котором предусмотрены меры по развитию технической базы для внедрения технологий хранения плодоовощной продукции. Намечено также усовершенствовать систему розничных цен, чтобы они зависели от сезона. Это повысит заинтересованность производителей и сбытовых организаций в длительном хранении плодоовощной продукции.

- Специалисты утверждают, что быстрая заморозка обеспечивает полную сохранность плодов. Сможем ли мы в ближайшее время купить свежезамороженную продукцию отечественного производства?

- Она уже сейчас есть в продаже, но очень мало. Пока только 8 тыс. т. в год.

Чтобы свежезамороженных плодов и овощей было в достаточном количестве, нужно обеспечить технологическую цепочку от завода до магазина. Необходимы камеры для хранения, специальные прилавки и другое оборудование. Все это пока на стадии опытных образцов.

* * *

Слышал, что в некоторых социалистических странах уже давно успешно практикуется такая форма индивидуальной трудовой деятельности, как использование личных автомобилей в качестве такси. Не могли бы вы рассказать об том подробнее на примере одной из стран, скажем Венгрии?

П. Конорев, Рига.

ПОСЛЕ ТОГО как в 1982 г. в ВНР было принято постановление, разрешающее использовать личные автомобили в качестве такси, эта форма индивидуальной трудовой деятельности получила в республике широкую популярность. За четыре года число государственных автомобилей с шашечками на борту резко сократилось: многие водители уволились и стали заниматься перевозками на собственных машинах. Достаточно сказать, что из имеющихся в венгерской столице 10 тыс. такси 7 тыс. принадлежат "частникам" и только 3 тыс. - государственным предприятиям.

Оплата услуг "частного" таксиста одно время производилась по так называемым "свободным ценам", В постановлении указывалось, что водитель может запросить разумную, честную цену, однако при этом не устанавливалось верхней границы. Неоправданному завышению "частниками" стоимости проезда способствовало также и то, что они не были обязаны устанавливать в своих машинах таксометры.

В интересах упорядочения оплаты проезда соответствующими органами было принято обязательное для всех "частных" таксистов решение об установке на автомобилях таксометров. Перед посадкой пассажира водитель должен теперь сообщить ему, какая такса установлена на его счетчике. Таким образом, соотношение между стоимостью проезда на государственных и "частных" такси выровнялось: такса государственных автомобилей составляет 6,7 форинта за километр, у "частников" - около 7 форинтов. И все- таки отношение населения к "частным" такси далеко не однозначно.

Стремление таксистов - "частников" поднять свой престиж, укрепить доверие клиентов, привлечь к себе внимание пассажиров привело к появлению товариществ, объединяющих владельцев "частных" такси. За последние четыре года только в Будапеште создано 7 таких объединений.

Каждое из них дорожит своей репутацией и принимает в свои ряды лишь высококлассных водителей, имеющих непрерывный водительский стаж не менее 4 лет. Предпочтение отдается шоферам с опытом работы в государственных таксопарках. Членом товарищества может стать владелец автомобиля любого типа, "возраст" которого, однако, не должен превышать 6 лет. Вступительный взнос составляет обычно 1900 форинтов, а ежемесячный членский взнос -• 500 форинтов. Кроме того, уплачивается и ежегодный налог на "частное" такси - 7200 форинтов, если владелец такси больше нигде не работает, и 3600 форинтов, если работа в такси является лишь вспомогательным родом деятельности, помимо основной работы.

Вся работа товарищества регламентируется уставом, разработанным самими его членами. Руководит объединением общественный совет таксистов, а также дисциплинарный совет, которой рассматривает жалобы клиентов, замечания транспортной полиции, общественных организаций. Этот орган уполномочен наказать таксиста за невыполнение положений устава. Если член объединения, например, самовольно завысит цену, его сразу же исключают из товарищества. Причем в этом случае ему трудно найти себе место в другом объединении.

Следует отметить, что услуги, предлагаемые "частными" таксистами своим клиентам, весьма разнообразны и удобны. Водители товарищества могут, например, ознакомить гостей города и туристов с достопримечательностями Будапешта, по телефонному заказу купить и доставить прямо на дом лекарства, продукты, железнодорожные или авиабилеты.

С. ИВАНОВ, корр. ТАСС.

* * *

В последнее время в газетах появилось много сообщений о досрочном прекращении депутатских полномочий, в основном по личным заявлениям. Вот и "Московская правда" 6 мая опубликовала Указы президиума Верховного Совета РСФСР, о досрочном прекращении полномочий сразу 6 депутатов Верховного Совета РСФСР по г. Москве.

Интересно узнать, кто эти люди, почему они отказались от выполнения депутатских обязанностей.

Н. Мелешко, Москва.

Мы обратились в Верховный Совет РСФСР и попросили прокомментировать это письмо.

Вот что нам сообщили.

Согласно ст. 10 Закона "О статусе народных депутатов в СССР" депутатские полномочия могут быть прекращены досрочно в связи с личным заявлением депутата о сложении им депутатских полномочий ввиду обстоятельств, препятствующих их выполнению (например, по состоянию здоровья).

Так произошло и в интересующем читателя случае.

Президиум Верховного Совета РСФСР 5 мая рассмотрел личные заявления шести депутатов-москвичей и удовлетворил их просьбы о сложении ими депутатских полномочий. Все шесть человек в настоящее время - пенсионеры. До ухода на пенсию Алидин В. И. был начальником Управления КГБ СССР по Москве и Московской области; Беляков И. Т. - ректором Московского авиационного института; Борисов Л. А. - секретарем МГК КПСС; Макаревич Г. В. - начальником Главного архитектурно-планировочного управления; Петров Л. В. - председателем Московского городского совета профессиональных союзов; Степанов Б. Н. - заместителем председателя исполкома Моссовета.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно