Бытует мнение, что успех на Западе целиком зависит от личных качеств человека. Талант, энергия, способности - все, что необходимо, чтобы стать большим политиком или министром. Но так ли это в действительности? Об этом рассказывают в своей книге французские социологи А. ВИКАН и С. КУАНЬЯР.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО десятилетий назад исследователи французской "правящей элиты" понимали под этим почти исключительно высшую прослойку буржуазного класса. Раньше говорили: "200 богатейших семейств управляют Францией". Но в послевоенный период представители крупной буржуазии взяли курс на сближение с высшей государственной администрацией, с прослойкой профессиональных политиков. Таким образом, "правящая элита" страны превратилась в некий симбиоз крупной буржуазии и высокопоставленных чиновников.
Ныне большинство политологов и социологов предпочитают писать о "правлении 100 высших чиновников". В представлении о "всесилии высшей бюрократии" отразился рост влияния на жизнь общества государственного аппарата, обусловленный расширением экономических и социальных функций государства.
Одна из особенностей правящей элиты Франции - ее очень слабая "проницаемость" для внешнего мира. Талантливые, но "безродные" предприниматели, основавшие крупное дело самостоятельно, а не унаследовавшие его вместе с семейными связями, имеют мало шансов стать "своими" в этой консервативной среде.
Основы такой кастовой однородности правящей элиты закладываются с самого детства. Именно система образования на всех ступенях выполняет функцию "социального фильтра", является своего рода критерием механизма отбора. Представители высших кругов уделяют особое внимание выбору типа образования и соответствующего учебного заведения для своих детей. Обучение в привилегированных школах, особенно частных, обеспечивает максимальную изоляцию учеников от детей, которые не принадлежат к их "кругу". В результате ученики со временем начинают проявлять нетерпимость ко всему, что кажется им чужим.
Таким образом, уже в молодом возрасте выходцы из рядов правящей элиты хорошо знают принятый там кодекс поведения. Однако их дальнейшая судьба зависит главным образом от типа высшего учебного заведения. Самый надежный путь - это поступление в так называемые "большие школы" - Национальную школу администрации или Политехническую школу.
Оценивая подготовку, которую дают "большие школы", специалисты отмечают, что она прежде всего побуждает студентов к копированию стиля мышления начальствующих лиц. Во главу угла ставится воспитание специфического чиновничьего конформизма. Не случайно Политехническая школа, например, курируется министерством национальной обороны. Ее принадлежность к военному ведомству позволяет более жестко контролировать учащихся и не давать им "сбиться с пути".
Окончательное распределение во многом зависит от результатов выпускных экзаменов. Отсюда усиление соперничества, применение различных уловок и ухищрений с целью устранить возможного конкурента. Зачастую преимущества в "гонке за местом" добиваются не самые способные и прилежные слушатели, а те, которые при помощи "своих людей" в курирующих ведомствах заранее узнали темы выпускных экзаменов.
Экзамены - это последний барьер на пути отпрысков правящей элиты к "большой жизни". Отныне 25-летним выпускникам на всю их оставшуюся жизнь гарантированы посты высокопоставленных чиновников.
На первый взгляд большинство представителей элиты отобрано по принципу "знания, способности, заслуги" на основе "конкуренции дипломов". Однако в действительности, как мы видим, "избранные", благодаря целой системе сложных социальных механизмов, процедур и традиций, передают своим детям по наследству не только состояние, но и привилегии. По данным социологического обследования 500 директоров самых крупных французских предприятий, у 42% из них отцы также являются президентами или генеральными директорами, у 20% - лицами свободных профессий (врачи, адвокаты и т. п.). И лишь 1% составляли представители семейств служащих, ремесленников, землевладельцев или рабочих.
Отличительной чертой французской элиты является существование значительного количества должностей-"синекур". Так, например, в Счетной палате или в Государственном совете имеется немало высокооплачиваемых чиновников, которые появляются на работе не чаще одного раза в две недели. Сюда же можно отнести и посты международных чиновников, например, в ЮНЕСКО.
Еще одна характерная особенность "правящей элиты" - это неуклонный рост политического влияния "магнатов прессы".
Все же наиболее могущественной частью правящей элиты являются высокопоставленные чиновники, работающие в важнейших государственных учреждениях. Особенно большой властью располагает министерство финансов, распоряжающееся всеми бюджетными средствами. Это министерство не просто сильнее Других, оно является "подлинной контрвластью в обществе".
Как отмечают французские социологи, "ничто не изменилось и еще долго не изменится в прекрасном французском королевстве, пока в нем существует такое явление, как элита".