На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС принято решение созвать в будущем году XIX Всесоюзную партийную конференцию КПСС, Расскажите, пожалуйста, в чем разница между партийным съездом и партийной конференцией.
И. Скворцов, Новосибирск
На вопрос отвечает заведующий отделом партийного строительства Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС доктор исторических наук, профессор В. БОНДАРЬ.
КАК ИЗВЕСТНО, СЪЕЗД - ВЕРХОВНЫЙ, самый полновластный орган партии. Его полномочия и функции очень широки. Общепартийные же конференции представляют собой форму коллективного обсуждения назревших вопросов политики партии, насущных проблем партийной работы между съездами. Созываются они по мере необходимости.
За время существования нашей партии состоялось 18 конференций: первая прошла в декабре 1905 г., а последняя - в феврале 1941 г.
Вначале каких-либо твердых принципов в организации конференций не было. Состав их участников формировался в порядке, определявшемся ЦК партии. Так, первую конференцию РСДРП организовали делегаты, съехавшиеся на не состоявшийся из-за бурного развития революционных событий очередной съезд партии. А, скажем, VIII конференцию созвали уже по определенной норме представительства. После XVIII съезда ВКП(б) делегатов на конференцию избирали в соответствии с Уставом, принятым на съезде. Периодичность проведения конференций также была различной.
Повестка конференций охватывала широкий круг проблем деятельности партии. Например, обсуждались такие важнейшие вопросы, как аграрный, национальный, проблемы тактики, партийного строительства.
Некоторые обще партийные конференции собирались в переломные моменты революционной борьбы и принимали решения, определявшие деятельность партии на длительное время, избирали Центральный Комитет или вносили изменения в его состав.
Место конференций среди высших органов партии, их правомочия подробно определял лишь Устав, утвержденный в 1939 г. XVIII съездом ВКП(б). Всесоюзной конференции предоставлялось право выводить из состава ЦК отдельных его членов, не выполнявших своих обязанностей, заменять их другими, но в количестве не более одной пятой состава ЦК, избранного съездом партии. Конференция могла пополнять состав членов ЦК из числа кандидатов в члены ЦК, избранных съездом партии, и взамен их избирать соответствующее количество новых кандидатов в члены ЦК. Решения Всесоюзной конференции подлежали утверждению Центральным Комитетом партии, за исключением решения о замене членов ЦК и избрании новых кандидатов в члены ЦК.
Хотя партийными нормами предусматривалась возможность созыва партконференций, они длительное время практически не проводились.
Прежде всего это связано с тем, что Уставы, утвержденные XIX и XXII съездами партии, вообще не предусматривали проведение таких конференций. И лишь XXIII съезд КПСС счел необходимым внести такую запись в Устав. Но и после этого конференции не созывались.
Объясняется это тем, что, как отмечалось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, на рубеже 70 - 80-х годов партийные органы не уделяли должного внимания строгому соблюдению ленинских принципов и норм партийной жизни. Нарушалась коллегиальность в работе, была ослаблена роль выборных органов. На протяжении ряда лет вне повесток дня Пленумов оставалось немало проблем, волновавших партию и народ. Многие члены ЦК в течение всего срока пребывания в его составе не имели возможности участвовать в прениях и даже вносить предложения.
Сейчас в процессе революционного обновления общества многое меняется, в том числе и в деятельности партии. Совершенствуется механизм формирования руководящих партийных органов, повышается контроль за их деятельностью, развиваются гласность, критика и самокритика. В этой связи должна сыграть важную роль XIX Всесоюзная партийная конференция. Как подчеркивал на июньском Пленуме М. С. Горбачев, она позволит подытожить политический опыт, накопившийся в партии после XXVII съезда КПСС, дать оценку нашему продвижению по основным направлениям экономического и социального развития, проанализировать ход осуществления радикальной реформы управления экономикой, участие в перестройке партийных и других общественных организаций, государственных и хозяйственных органов.
* * *
Слышал, что в центре Москвы, на улице Воровского, хотели уничтожить памятник природы - 250-летний вяз и на месте сквера, еде он рос, построить дом для иностранных дипломатов. Но жители запротестовали, у вяза было устроено дежурство, начался сбор подписей в защиту сквера. Интересно, чем все это кончилось?
С. Алферов, Москва
СИТУАЦИЯ, о которой пишет читатель, имеет давнюю историю. Дело в том, что еще в 1969 г. Мосгорисполком и ГлавАПУ в соответствии с соглашением выделили этот участок улицы для строительства дома для турецких дипломатов в обмен на строительство дома для советских дипломатов в Турции.
И вот в этом году строители принялись за дело: вырубили в сквере все, кроме вяза, огородили площадку, привезли стройматериалы. Но на защиту вяза встали жители района.
Первые, к кому они обратились за помощью, - к кандидатам в депутаты Моссовета и райсовета, в том числе к прокурору Киевского района Н. М. Попову, активно вставшему на защиту заповедного уголка. Решительную позицию занял председатель Киевского райисполкома В. К. Трусов - он запретил временно вести строительные работы. Но поскольку строители пытались пренебречь этим, на помощь общественности были направлены два милиционера. Больше недели шел сбор подписей в защиту вяза. За первые пять дней их собрали больше трех тысяч.
Позже на собрании - сначала у вяза, потом в клубе избирателей - более 300 участников его встретились с руководством района и приняли резолюцию, которую затем передали в Мосгорисполком.
На днях Мосгорисполком принял решение о переносе строительства в другое место. Сквер будет восстановлен и благоустроен.
Мы решили дать ответ на страницах "АиФ" по этому конкретному вопросу читателя из Москвы, так как увидели в этом одно из многочисленных проявлений демократии и гласности, столь характерных для нашего сегодняшнего дня.
Т. КОРОСТИКОВА
* * *
18 июня 1987 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии в связи с 70-летием Великого Октября.
На вопросы, возникшие у некоторых наших читателей, мы попросили ответить начальника отдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД СССР Г. Д. АГАМОВА, принимавшего участие в разработке проекта Указа об амнистии 1987 г.
КОРР. Георгий Давидович, давайте совершим небольшой экскурс в прошлое. Как часто применялись амнистии в нашей стране? Не случались ли при этом ошибки?
АГАМОВ. Амнистии проводятся давно, и стало традиционным, что знаменательные даты нашего государства отмечаются и таким образом.
Амнистия 27 апреля 1953 г., объявленная после смерти И. В. Сталина, была самой крупной. Но в тот год освободили немало рецидивистов, и, как следствие, это отрицательно сказалось на состоянии общественного порядка. Правда, сразу были приняты экстренные меры, и в течение 3 - 4 месяцев примерно треть вышедших из заключения (те, кто вновь совершил преступления) была возвращена в места лишения свободы.
В последующие годы практика применения амнистии совершенствовалась. Подход стал более осмотрительным, хотя и в 1977 г., когда широко применялось условное и условно- досрочное освобождение практически для всех осужденных, даже совершивших тяжкие преступления, это вызывало нарекания со стороны населения.
Поэтому последующие законодательные акты 1982 и 1984 гг. упорядочили практику досрочного освобождения Сейчас, например, те, кто осужден за наиболее тяжкие преступления, направленные против личности, практически не могут быть освобождены ни условно, ни условно-досрочно. Это убийцы, насильники и прочие. Обычно именно эта категория вызывает обоснованную тревогу у населения.
КОРР. Чем амнистия этого года отличается от предыдущих?
АГАМОВ. Тем, что не будут выпускаться на свободу лица, совершившие тяжкие преступления, ибо это могло бы привести к росту правонарушений. Например, известно, что в структуре преступности превалируют квартирные кражи, и я сразу скажу, что ни один квартирный вор на свободу по амнистии не выйдет. Это же касается и других - торговцы наркотиками, убийцы, насильники, разбойники, взяточники и расхитители социалистической собственности в особо крупном размере, а также некоторые другие осужденные за тяжкие преступления освобождаться не будут.
Сокращение наказания в порядке амнистии имело место и ранее. Но, как правило, оно затрагивало сравнительно небольшую часть осужденных, поскольку ограничивалось множеством условий (состав преступления срок наказания, наличие нескольких судимостей). При таком подходе к значительному числу осужденных, отбывших часть срока, вставших на путь исправления и положительно характеризующихся, амнистии не применялись, что не способствовало стимулированию в дальнейшем их хорошего поведения и добросовестного отношения к труду.
В принятом Указе в качестве основного условия, определяющего возможность сокращения срока наказания по амнистии, выдвигается характеристика осужденного - его поведение и отношение к труду, степень исправления.
Согласно статье 9 Указа сокращение наказания не применяется лишь к злостным нарушителям режима и к лицам, ранее освобождавшимся в порядке помилования или амнистии и вновь совершившим умышленное преступление.
КОРР. Может ли попасть под амнистию осужденный на 15 лет?
АГАМОВ. Да, если до 18 июня 1987 г. он уже провел в колонии не менее трети срока, т. е. 5 лет. При этом вел себя и работал хорошо. В этом случае оставшиеся 10 лет могут быть сокращены ему наполовину (если он осужден не более двух раз) или на одну треть (если он судим более двух раз).
КОРР. Амнистии подлежат лица, награжденные орденами и медалями. Но среди отбывающих наказание немало и таких, кто был награжден необоснованно, путем прямого протекционизма. Эти люди тоже будут освобождены?
АГАМОВ. Вы говорите о людях, которые прежде, зачастую занимая высокое положение, совершили тяжкие преступления, например коррумпированное взяточничество, хищения и пр. Как правило, такие лица при осуждении лишаются наград.
Кроме того, в статье 8 Указа говорится как раз о тех, к кому освобождение по амнистии не применяется. Так что, если он и трижды орденоносец, но по сути своей взяточник или расхититель в особо крупных размерах, он освобождению не подлежит.
КОРР. В одной из недавних передач радиостанции Би-би-си говорилось о том, что Указ об амнистии весьма расплывчатый. Речь, в частности, шла о статьях за преступления против государства. А также о том, что осужденные по этим статьям из тех, кто остался в местах лишения свободы и не был среди помилованных Президиумом Верховного Совета СССР в феврале 1987 г., под амнистию не подпадают. Так ли это?
АГАМОВ. Это утверждение свидетельствует прежде всего о недобросовестном истолковании Указа.
Что касается статьи 70 УК РСФСР, относящейся к особо опасным государственным преступлениям, то она подпадает под перечень, изложенный в статье 8 Указа об амнистии, где сказано, что лица, совершившие такие преступления, освобождению не подлежат. Однако статьей 9 Указа прямо предусмотрена возможность сокращения срока осужденным, не подлежащим освобождению. Это, разумеется, касается и лиц, осужденных, по статье 70 УК, при условии отбытия ими 1/3 срока и хорошего поведения. То есть нет абсолютно никакой дискриминации ни к одной категории осужденных. Больше того - амнистия впервые коснулась лиц, осужденных за эти преступления.
Возьмем статьи 190"sup"1"/sup" и 142 УК РСФСР - о клевете на советский строй и нарушении законов об отделении церкви от государства. Во всех предыдущих случаях амнистия на них не распространялась. В нынешнем Указе для осужденных за эти правонарушения ограничений не содержится, и при определенных условиях они могут быть освобождены, либо им может быть сокращен срок.
КОРР. Коснется ли амнистия иностранных граждан, совершивших уголовное преступление на территории СССР и отбывающих за это наказание?
АГАМОВ. Указ об амнистии распространяется и на весьма немногочисленный контингент иностранных граждан, отбывающих наказание на территории СССР (за исключением условного освобождения с обязательным привлечением к труду).
КОРР. Может ли гражданин ФРГ М. Руст, совершивший уголовное преступление на территории СССР и должный понести за это наказание, каким-то образом попасть под действие Указа от 18 июня 1987 г.?
АГАМОВ. Нет. Об этом говорит статья 6 Указа, в которой сказано, что прекращение дел может быть применено только в отношении лиц, перечисленных в статье 1 Указа, - т. е. участников Великой Отечественной войны; лиц, награжденных орденами и медалями СССР; женщин, имеющих несовершеннолетних детей; беременных; престарелых и инвалидов I и II групп. Ни к одной из этих категорий лиц М. Руста отнести нельзя.
Беседу вел А. УГЛАНОВ